Сергей Александрович Терёхин – один из немногих ветеранов Великой Отечественной войны в Заневском городском поселении. Свой дом житель Суоранды построил собственными руками. Но это было уже после войны. Перед Днем Победы лейтенант рассказал корреспонденту «Заневского вестника» о своем долгом и трудном пути к счастью.
94-летний офицер встречает меня крепким рукопожатием и пристально смотрит в глаза. Ровная осанка, военная выправка, стать – все это осталось в нем даже спустя много лет после армейской службы. Спрашиваю о детстве и юности, желая узнать про первую любовь и заветные мечты. Но Сергей Александрович отвечает кратко, почти по уставу: родился 20 сентября 1924 года в поселке Лакинск Владимирской области, учился, как и все. Немного помолчав, он начинает свою историю с войны, красной нитью прошедшей через всю его жизнь.
Великая Отечественная началась, едва 15-летний Сережа окончил школу. В июле 1943-го его призвали на фронт. Для матери уход единственного сына стал большим горем: в местном военкомате женщина умоляла дать отсрочку до наступления 18 лет, однако ее просьба оказалась невыполнимой. Вместе с товарищами из поселка Сергей отправился в учебную часть в Гороховец. Спустя несколько месяцев мальчишки попали под Сталинград. «Мы были просто солдатами, без званий. Нас одели, дали все новенькое, только из магазина: валенки, кальсоны теплые, зимние шапки. Потом – в эшелоны и – вперед. Ехали примерно полмесяца», – вспомнил ветеран. Первая встреча со смертью произошла там же. Выйдя на железнодорожной станции Садовая недалеко от города, Сергей увидел землю, усеянную трупами. Их просто не успевали убирать.
В начале войны юноша сражался на реке Миус, позднее служил под Литвой, защищал свое Отечество в Крыму, воевал под Херсоном и на границе с Пруссией. Перечисляя места, в которые его занесла судьба, ветеран на секунду замолкает, упираясь в меня пытливым, пронзительным взглядом: «Ну, разве про войну все расскажешь?»
Дома молодого солдата ждали отец с матерью и три младшие сестры. Вера, как самая старшая, работала вместе с родителями на производстве круглые сутки. Еды катастрофически не хватало. Навещая родных после госпиталей и полученных ранений, стойкий боец отдавал свою часть пайка, спасая маленьких Лидию и Зою от голодной смерти. Его ранили несчетное количество раз. Пули, попавшие в пах, руки, предплечья и голову едва не убили мужчину. После небольшой царапины, как ее называет Сергей Александрович, потирая знакомый шрам на голове, он был контужен.
На пиджаке ветерана, со временем ставшем больше на несколько размеров, – четыре ордена и множество медалей. Глядя на них, ощущается тяжесть металла и горечь потерь. В их тихом звоне слышится желание жить и вырвать Победу из рук врага, во что бы то ни стало. В нем кровь, страх и боль – цена, заплаченная за мир. Из всех своих наград Сергей Александрович больше всего дорожит медалью «За отвагу». Он получил ее, сражаясь в Сальских степях. Тогда их часть подбила 30 танков. После того боя выжил только Сергей Александрович.
В 1944 году мужчина прошел специальные курсы, получив звание офицера. Самоотверженный воин ни на секунду не задумывался о том, чтобы отступить и каждую минуту делал для Победы все, что от него зависело. «Мы были сыновья своей страны, защищали Родину. И защищать нужно было как следует – только вперед! Надо! Ты идешь, а я что, буду за тобой прятаться?! Такого не бывает!» – объяснил он с жаром. – Порой страх овладевал человеком, и тот не мог сдвинуться с места. Со мной случалось подобное много раз: кругом все ревет, а мысли только о том, что тебя сейчас живьем возьмут! День воюешь, а завтра тебя нет. Порой после боя никого не найдешь – ни живого, ни мертвого».
Орден Красной Звезды, заслуженный в боях за Кенигсберг нашел героя спустя много лет после роковых событий. Дочь Сергея Александровича Ирина Пришивалко вспомнила: «Около пяти лет назад папе пришло письмо из Москвы: приглашали на торжественное вручение ордена, который он не мог получить во время войны из-за ранения. Меня тогда не было дома, а отец, увидев повестку, не раздумывая отправился в местный военкомат: «Меня призывают! Я все еще нужен Родине!». Конечно, никто не ожидал того, что он так просто придет, никто не был готов. Почти сразу нашли старшего по званию и вручили ему Красную Звезду».
День Победы наступил для Сергея Терёхина в городе Кохма Ивановской области. Он приходил в себя после очередного ранения, чтобы снова отправиться на передовую. В тот день выздоравливающий офицер был дежурным по госпиталю. «Все лежали по комнатам, все как обычно. Как услышали о Победе – кто из окна выпрыгивает, кто целуется…»
После окончания войны Сергей Александрович вошел в состав специального офицерского батальона, который обеспечивал доставку контрибуции из Германии в СССР. В командовании лейтенанта Терёхина было 12 человек. Все они обеспечивали сохранность 19-вагонного состава с мукой и сахаром, следовавшего из Истенбурга в Ленинград. Во время дороги на них множество раз нападали мародеры, и в конце пути Сергей Александрович остался один. Его прибытие на Московский вокзал стало для голодающего города праздником – благодарные ленинградцы качали героя на руках.
Демобилизовавшись в 1947 году, Сергей Терёхин вернулся в родную Владимирскую область. После окончания техникума трудился в городе Камешково на местной фабрике. Там он познакомился со своей будущей женой Ниной Николаевной. После рождения дочери, в 1953-м, Терёхины переехали в Суоранду. Сергей Александрович работал на заводе слоистых пластиков, занимался домашним хозяйством и выращивал яблони. Сад лейтенанта был одним из лучших в деревне. Вспоминая о нем, старый офицер улыбается: в глубоком омуте его глаз тот все еще растет, цветет весной и дает плоды осенью.
На вопрос о боевых товарищах Сергей Александрович отвечает с едва заметной горечью, чуть помолчав. Словно пытается восстановить в памяти бесчисленное количество имен и лиц, навсегда исчезнувших в пучине войны. Все его товарищи остались там. «Их было очень много! Были товарищи на день, и те, кто на два. Я не встречал, чтобы дольше месяца. Воюем сегодня утром, а вечером – или его или меня нет».
В День Победы Сергей Александрович Терёхин вновь наденет знакомый пиджак и отправится на Пундоловское кладбище, чтобы почтить память погибших воинов на братской могиле. Бравый офицер обязательно вспомнит о каждом, кто стал его боевым товарищем! Пусть и на один-единственный день…