29 ноября на территории Заневского поселения состоялось знаковое событие в мире российской педагогики. Фестиваль «Под крылом пеликана», который проходит уже третий год подряд в разных уголках 47-го региона, в этот раз решили провести в Центре образования «Кудрово».
Школа-технопарк объединила высококлассных специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Апатитов, республик Дагестан, Соха и Карелия, Тамбовской, Калининградской, Липецкой, Тульской, Мурманской, Ростовской и Ленинградской областей. Фестиваль организован при поддержке регионального Комитета общего и профессионального образования, администрации Всеволожского района, территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки РФ, регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Интеллект».
Для гостей, сотрудников и воспитанников ЦО «Кудрово» подготовили насыщенную просветительскую программу. С утра молодые учителя Ленобласти и финалисты всероссийского конкурса «Учитель года – 2019» дали открытые уроки. А после все собрались в актовом зале на торжественной церемонии открытия. Первым присутствующих поприветствовал заместитель председателя профсоюза Андрей Кашаев. Затем слово предоставили главе администрации Заневского городского поселения Алексею Гердию. Алексей Викторович не мог пропустить такое важное событие. Ведь он и сам несколько лет проработал в школе и не понаслышке знает о том, как важен обмен опытом в сфере образования. «Мне очень приятно, что в нашем муниципалитете проходит такой серьезный фестиваль. Я желаю участникам плодотворно потрудиться, помочь молодежи усовершенствовать свои навыки и удачи на профессиональном поприще», – обратился глава администрации к педагогам.
Постоянным партнером мероприятия является «Учительская газета», которая 30 лет назад объявила об интеллектуальном состязании «Учитель года». Первый заместитель главного редактора издания Ирина Димова отметила уникальность выбранного места для проведения третьего «пеликана»: «Центр поражает своим размахом. Это школа будущего, которая открывает интересные перспективы». По ее мнению, все участники фестиваля несут новые смыслы и ценности и помогают открывать тайны педагогического мастерства и искусства.
Абсолютный победитель «Учителя года России – 2002» Игорь Смирнов, представлявший 47-й регион, в приветственной речи подчеркнул, что преподаватель в первую очередь славится своими воспитанниками. За долгие годы карьеры Игорю Борисовичу удалось выпустить множество достойных учеников, в число которых вошел и директор школы-технопарка Игорь Соловьев.
На открытии также выступили председатель областного комитета общего и профессионального образования Сергей Тарасов, председатель экспертного совета по вопросам здоровья и физического воспитания при Комитете Государственной думы Федерального собрания РФ по образованию и науке Петр Казанский и депутат регионального Закса Алексей Игонин. Сергей Валентинович вручил активным участникам ассоциации педагогов ЛО благодарности. А хор молодых учителей 47-го региона под руководством лучшего педагога по итогам 2014 года Дениса Рочева исполнил песню собственного сочинения.
После официальной части программы победители всероссийского конкурса разных лет дали мастер-классы. Первой на сцену вышла, учитель русского языка и литературы волгоградской школы № 55 «Долина знаний» Лариса Арачашвили (2019-й). Тема ее занятия звучала так: «Аллюзия как средство мотивации к изучению классической литературы. Осмысление связи культурных эпох». На уроках женщина часто сталкивается с глобальной проблемой – современные дети не хотят читать. В век информационных технологий существует огромное количество вещей, вызывающих интерес ребенка. И педагогу приходится постоянно конкурировать за внимание детей. Чтобы привлечь к изучению предмета, Лариса Гивиевна показывает ученикам связь между явлениями массовой культуры и классикой. Учительница доказала, что качественный рэп, который так обожают многие подростки, может стать мостиком между школьником и книгой. Популярные исполнители используют огромное количество аллюзий – намеков на знаменитые художественные произведения или исторические факты. Так, например, однажды Лариса Арачашвили объяснила ребятям, в чем сходство между баттлом Оксимирона против Славы КПСС 2017 года и манифестом кубофутуристов 1912-го. «А я везу вам революцию, как встарь, по дороге из Тушино», – зачитал Слава КПСС во время рэп-битвы – Я пишу треки. У этой телеги вращаются оси. Футуристы скинули с корабля современности Пушкина! А вы до сих пор цепляетесь за Окси». А вот что говорилось в «Пощечине общественному вкусу», написанной больше ста лет назад: «Читающим наше Новое Первое Неожиданное. Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности».
Педагог опирается на молодежную субкультуру для объяснения многогранности нашего мира, в котором все взаимосвязано. Например, чтобы понимать, о чем поют современные исполнители необходимо проштудировать Шекспира, Бродского, Маяковского… Тратя несколько минут на обсуждение модной музыки, учительница подстегивает любопытство юных слушателей к теме урока, жизни великих писателей и их шедеврам. Это, действительно, работает. В итоге ребята с удовольствием усваивает материал, учатся размышлять и анализировать.
О том, как построить эффективный диалог с классом, рассказал учитель истории, заместитель директора петербургской гимназии № 116 Илья Демаков (2017-й). Он выделил три фокусные точки, от которых можно оттолкнуться, подводя к теме занятия: объект, обстоятельство и мнение. При первом способе, подводя к предмету разговора, необходимо зацепиться за частные, примечательные или наиболее известные факты. Скажем, речь идет об Анне Иоанновне. По мнению, Дениса Сергеевича здесь самой распространенной ассоциацией является ледяной дом, построенный для увеселения правительницы. В нем императрица забавы ради решила сыграть свадьбу двух карликов: придворных шута и шутихи. На потешное празднество созвали представителей коренных народов России, которые должны были прибыть на этническом «транспорте». Одни ехали на верблюдах, вторые – на собаках, третьи – на волках, четвертые – на козлах. Больше всего Анне Иоанновне приглянулись олени. Дело в том, что в то время породистые лошади для знати являлись импортным товаром. И тогда у императрицы зародилась мысль пересадить всех чиновников на северных животных. В Петербург завезли оленей. Однако реализовать идею так и не удалось: в этом же году правительница умерла. Через такую частную ситуацию можно выйти на сложное понятие абсолютизма. Так детям проще запомнить и понять значение данного термина.
Во втором случае, подводя к истории возникновения Первой мировой войны, педагог обратился к условиям, в которых немцы существовали в начале XX века. Тогда на конверты с личными письмами, поздравительные открытки – любые почтовые отправления нужно было клеить марки исключительно с одним и тем же текстом: «Боже, покарай Англию». И так десять лет. Ненависть к стране закладывалась в головы людей даже на подсознательном уровне. В этом контексте очевидно: жители Германии с восторгом восприняли новость об объявлении войны англичанам.
Ну и, наконец, используя третий метод, педагог начал рассказал об открытиях нового времени с мнения учеников Галилео Галилея. Те отреклись от своего наставника, который отказался от собственных взглядов под давлением инквизиции, благодаря чему смог остаться в живых. Воспитанники обосновали свою позицию тем, что учитель, не желающий защищать то, чему учит не личность, а значит, не нужен. На школьном уроке Денис Демаков как-то спросил у подростков о их позиции в данной ситуации. Большинство оказалось не на стороне Галилея. «Оказывается дети, которые родились и существуют в цифровой среде, ценят в нас с вами личность. Именно поэтому важно вести диалог с ними», – закончил свое выступление мужчина.
Учитель химии и замдиректора волгоградского лицея № 5 Евгений Ковалев (2016-й) продемонстрировал, как можно применить данную науку в обыденной жизни. Некоторые люди обеспокоены наличием фосфат-ионов в стиральных порошках. Считается, что такие вещества вызывают аллергические реакции, способны влиять на гемоглобин и даже развитие опухолей. Евгений Геннадьевич подготовил пять видов продукции. Чтобы проверить, где присутствуют фосфат-ионы, а где нет, он пригласил на сцену двух человек из зала. С помощью воды фокус-группа сделала растворы из порошков, а затем добавила образец трехвалентного железа красного цвета. В результате на столе оказались пробирки с красным осадком и без него. В первых содержится искомое вещество.
В завершении своего выступления учитель добавил, что фосфаты-иона или добавка Е 339 также может быть в колбасе и плавленых сырах. Есть или не есть, стирать или не стирать – это личный выбор каждого, а полученные знания на уроках химии позволят сделать его осознанным.
Свои мастер-классы также представили учителя года РФ Игорь Смирнов (2002-й), Андрей Лукутин (2004-й) и Игорь Карачевцев (2003-й).
В конце программы участники фестиваля «Под крылом пеликана» получили благодарности и подарки. Награды удостоилась и заместитель директора по инновационной деятельности и научно-методической работе центра образования «Кудрово», преподаватель биологии, учитель года (2007, Карелия) Елена Изотова за помощь в организации мероприятия. «В школе-технопарке огромный коллектив. И для наших учителей возможность увидеть лучших из лучших – праздник и большое методическое событие. «Пеликаны» – это особенные люди, которые живут своей профессией», – подчеркнула Елена