Школа юных кибердетективов

Как защитить себя в Интернете от мошенников? Возможно ли полностью обеспечить конфиденциальность личных сведений? Какой информацией лучше не делиться в социальных сетях? Ответы на эти и другие вопросы ученики восьмого класса Кудровского ЦО № 1 узнали из видеолекции руководителя направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрея Сиденко.

 

Каждый день на просторах Всемирной паутины мы оставляем целые тропы из цифровых следов. Наши фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес электронной почты и даже история поисковых запросов могут рассказать больше, чем можно представить. Порой по неосторожности мы сами открыто передаем свои персональные данные, когда выкладываем очередной пост или сторис на своей страничке, расплачиваемся на фишинговом сайте или переходим по незнакомым ссылкам. Все это чревато потерей не только логинов и паролей, но и денег с банковских счетов.

На «Уроке цифры» школьники узнали целый свод правил, которых стоит придерживаться, чтобы серфинг в Интернете был максимально безвредным. Вместе с главными героями проекта Запятыней, братьями Слэшами, Скобцом, а также маскотом (Узнаваемым персонажем, который олицетворяет собой какую-либо команду или бренд. – Прим. ред.) «Лаборатории Касперского» по имени Мидори Кума ребята еще раз на практике закрепили полученные знания. После того как все испытания были пройдены, каждый получил именной сертификат кибердетектива.

Как позже рассказала одна из учениц Алиса Серебрякова, наибольшие затруднения вызвало задание, где следовало поэтапно восстановить разговор человека со злоумышленником, представляющимся сотрудником банка. Девушка также отметила, что обязательно предупредит своих близких о том, что не стоит сообщать персональные данные незнакомым людям, открывать подозрительные ссылки, скачивать программы не из официальных магазинов приложений.

Для воспитанников центра «Урок цифры» проходит не в первый раз. Ранее благодаря этому проекту дети познакомились с облачными хранилищами, персональными помощниками, безопасностью будущего, алгоритмами, кодами и командами, основами управления проектами, искусственным интеллектом и машинным обучением.

– На этих встречах ребята постоянно открывают для себя что-то новое. Например, многие не знали, что такое VPN и как подобные сервисы могут защитить информацию, – отметила учительница информатики ЦО Светлана Соболева. – К сожалению, обезопасить себя от утечки личных данных на сто процентов невозможно, но в наших силах минимизировать риски.

Организаторами всероссийского образовательного проекта являются Министерство просвещения, Минкомсвязь России и АНО «Цифровая экономика». Ближайшие занятия состоятся в марте и апреле, они будут посвящены беспилотному транспорту и цифровому производству. Учебные материалы уже разрабатывают «Яндекс» и «1С».