Путешествие от Суоранды до Павловска

В честь Дня пожилого человека жители Хирвости, Суоранды и двух Янино решили посетить Павловский дворец в одноименном городе. Администрация муниципального образования выделила для экскурсии автобус, чтобы пенсионеры могли комфортно добраться до места назначения.

Несмотря на осень, в парке большинство деревьев стояли зелеными. Не только потому, что росло много хвойных. Липы, осины, березы и ивы не успели еще облачиться в золотые наряды, оставаясь в своих летних одежках. Дорога была неблизкой, и легкая непринужденная беседа скрашивала долгий путь до музея. Нашему корреспонденту удалось пообщаться с заведующей Домом культуры Суоранды Надеждой Стельмах, курирующей эту поездку.

– Вот и закончился дачный сезон, – отметила Надежда Николаевна. – Теперь наша задача – предложить всем желающим интересный досуг. Мы уже начали проводить дни эксперта у нас в ДК, чтобы люди, обладающие какими-либо талантами или навыками, научили остальных и поделились своими знаниями. В ближайшее время ожидаем флориста, которая работает в Ботаническом саду и много интересного может поведать о цветах. Мы считаем, что это будет полезно, так как в деревне частные дома, и многие облагораживают свою территорию разными растениями.

Парк оказался богат не только флорой, но и фауной. По кустам и оврагам носились белки, тая надежду, что гости захватили с собой что-нибудь съестное. В это время высокие ветки деревьев оккупировали синицы. Раздался щелчок фотоаппарата. Один из любовавшихся природой пенсионеров успел достать свою камеру, чтобы сделать пару снимков.

Валерий Бойцов приехал сюда вместе со своей женой Людмилой. Профессионалом он себя не считает, хоть и ходит с хорошей техникой. Аппарат появился у мужчины давно, с ним, как и с любимой, Валерий Александрович объездил когда-то весь мир. Узнав, что в бывшие царские охотничьи угодья собирается экскурсия, пара решила освежить в памяти красоту этих мест. Людмила Георгиевна отметила, что лучше всего здесь после 19-20 октября, когда лесопарк покрывается золотыми листьями, шуршащими под ногами.

Казалось, что в незнакомой местности потеряться легко. Но ко дворцу вело множество дорог, и группа смело шагающих бабушек и дедушек резво дошла до музея. Его подарила Екатерина II своему сыну Павлу Петровичу и его супруге на рождение первенца Александра. Строительство новой резиденции было осуществлено согласно концепции прибывшего в Россию молодого архитектора из Великобритании Чарльза Камерона. Вокруг предполагалось выстроить классический английский парк с типичными для XVIII века беседками, павильонами и прудами.

Пока будущий дом еще возводился, молодые путешествовали по Европе под псевдонимом графов Северных, собирая красивые и роскошные вещи: мебель, бронзу, хрусталь, книги, гобелены. Оплачивала все их прихоти императрица, пошучивая, что отменный вкус ее невестки дорого обходится российской казне.

В отсутствие супругов угодья никогда не пустовали: за ними постоянно требовался уход. Во дворце проживали слуги. Но однажды в поместье случился пожар, пока пара была в Петербурге. За восстановление взялся архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной графов Стругацких.

Резиденция построена в стиле русского классицизма, которому свойственны черты античности. Помещения посвящены разным тематикам: римским, греческим и египетским пантеонам, войне и миру. Стены и потолки расписаны до мельчайших деталей, скульптуры в каждой комнате обладают особым смыслом. Так, например, нижние сени оформлены в египетском стиле. Увлеклись мифологией супруги еще в Европе, откуда привезли 12 статуй, символизирующих месяцы года. Над всеми из них поместили медальоны со знаками зодиака.

Дворец наполнен не только удивительными фресками и необычными лепнинами, но и прекрасными гобеленами, на изготовление одного метра которых у ткача уходило около года. Сложно представить, сколько десятков лет понадобилось на создание всех полотен. К слову, не каждый ковер может так называться, а только тот, что изготовлен на франко-турецкой мануфактуре, созданной братьями Гобеленами. Все остальные – шпалеры.

Посреди зала с декоративноприкладным искусством размещен стол – свидетель убийства самого Павла. Именно на нем планировали заговор против монарха. Правитель был уверен, что смерть отца неслучайна и руку к ней приложила его мать. Переворот, случившийся в 1762-м, очень напугал его в детстве и отложился страшным отпечатком в памяти. Став императором, Павел панически боялся потери власти. Оттого он решил построить для своей защиты инженерный замок, но толстые стены не смогли уберечь русского Гамлета от гибели. Но это уже совсем другая история.

Что же касается Павловского дворца, то он после смерти государя перешел к супруге. Когда императрицы не стало, его законсервировали. После революции здесь расположился музей. Во время нацистской оккупации учреждение было разграблено и сожжено. Но многие ценности удалось спасти. Мраморные скульптуры могли быть навечно утеряны, если бы не удивительная идея. Статуи завернули в ковры и стащили по лестницам в подвал. В узком неприметном отсеке разместили коллекцию, которую замуровали кирпичом. А для пущей уверенности затерли песком, грязью и остатками цемента, набросав сверху новообразовавшейся стены паутины.

Царская резиденция была свидетелем блеска придворной жизни и трагедий, связанных с революцией и Великой Отечественной. Так, например, из окон поместья виднеется прекрасный парк. Но его липы хранят память об одной из самых страшных страниц военного времени. Немцы казнили на них местных жителей. В голом осеннем лесу сотни тел раскачивались на ветру.

Сейчас же о тех ужасных событиях ничего не напоминает. В бывшие охотничьи угодья любят приезжать гости из разных уголков России и мира.

Путешествие пришлось по душе и нашей пенсионерке из Суоранды Тамаре Голубцовой. Подобным мероприятиям женщина очень рада. Ведь такие поездки помогают налаживать общение между жителями деревень, дают возможность изучать что-то новое и наслаждаться прекрасными местами.