Начальник пожарной части № 149 Денис Плотников, стаж работы – 13 лет, майор МЧС в отставке. В областной противопожарно-спасательной службе, которая находится в ведении правительства Ленобласти, погон и воинских званий нет, но требования к дисциплине вряд ли мягче. В прошлом Денис Юрьевич – спортсмен-лыжник, отслужил в ВВС российской армии, на дембель ушел старшим сержантом, замкомвзвода роты охраны стратегических объектов. Сам делать карьеру не рвался, но дефицит офицерского состава решил за него сам. Так что – приказ руководства, учеба на управленческом факультете Северо-Западной академии государственной службы, новое назначение. Жена и ребенок за папу, конечно, переживают, но понимают его…
Денис Юрьевич только что вернулся с осмотра очередного объекта в Кудрово, успел заглянуть в гараж и учебный класс, проверил, как идет установка флагштоков во дворе, а теперь наливает на кухне гостям чай.
Телефон ангелов-хранителей: 101. На связи – круглосуточно
– Сейчас заканчиваем комплектовать штат части, всего в расписании – 53 места. Есть и опытные, ветераны МЧС, но я охотно беру и молодежь – обучим, воспитаем. Может, ребята и сами потом захотят профильное профессиональное образование получить. Они готовы идти служить к нам, хоть высокими зарплатами похвастаться не можем, – рассказал Денис Плотников.
Каждый день дежурную службу несет полный караул в составе 11 человек: диспетчер, начальник караула, три водителя и шестеро пожарных. К выезду готовы две автоцистерны и автолестница высотой 50 метров. Сейчас таких во Всеволожском районе три, Причем одна базируется в Янино-1.
– Как только осенью в Кудрово откроется своя часть, мы эту машину туда передадим. У нас в Янино-1 этажность поменьше, вполне справимся с «тридцаткой», если что. К тому же, давно и четко налажено взаимодействие с областными, районными и городскими частями: если пожар крупный или повышенной категории сложности, всегда готовы подстраховать друг друга, – продолжил пожарный.
В Кудрово, согласно генплану и нормативам по количеству жителей, пожарных частей будет целых четыре, одна из которых станет еще и учебной для базой подготовки и повышения квалификации персонала «Леноблпожспаса». Кстати, если вы думаете, что только дежурный караул бдит в ожидании выезда, а прочие сотрудники в это время попросту «давят на массу» в комнатах отдыха, то глубоко заблуждаетесь. График более чем плотный: физическая подготовка (куда же без нее?), теоретические и практические занятия, тренировки с оборудованием и спецсредствами, техобслуживание транспорта, боевое слаживание пожарных расчетов, чтобы каждый в самой экстремальной ситуации не терялся, четко знал свои действия и понимал напарника с полуслова.
– Еще часто бывает, что сотрудники, да и я сам, занимаемся проведением экскурсий. Кадеты, малыши из ближайших детских садов, школьники и родители, даже персонал предприятий – всегда желанные гости. Рассказывать о правилах безопасности и правильного поведения в чрезвычайных ситуациях надо с самого раннего возраста. Жаль, что взрослые это не всегда понимают, – отметил наш собеседник.
А ведь профилактика и тренировки гражданского населения – не для галочки, в какойто момент они тоже могут изменить многое. В один момент это секунды норматива, в другой – жизни. Ведь не всегда рядом с нами может оказаться супермен в сияющих доспехах… ну, или в защитной робе и шлеме.
Супермены тоже плачут
Прячут слезы за забралом пожарного шлема и отнекиваются: «Дымом глаза разъело, вот и красные…» А что еще делать, если на руках у «тушилы» – крошечное обгоревшее тельце: нерадивые родители отправились выпивать к знакомым, оставив двух маленьких детей и неисправный обогреватель. Соседи дым заметили поздно, как ни спешил пожарный расчет – не успели… Денис Юрьевич вспоминает такие ситуации с болью:
– В такие моменты, конечно, очень тяжело морально, – признается он. – Ведь дети – это самое святое, самое дорогое. Жизнь человека трудно как-то материально оценить. Мало кто задумывается, но ведь я, как командир части, несу личную ответственность и за спасение пострадавших, и за жизнь своих сотрудников. Если известно, что в огне люди, идем туда, не раздумывая ни секунды. Но если горит «пустой» объект, то в первую очередь важна жизнь каждого моего бойца.
К слову сказать, бывают и комичные ситуации. Да, снимать котят с дерева тоже приходится, как и котов-верхолазов. Однажды был случай: ворону из проводов выпутывали. Бабушка одна позвонила: «висит перед окном вниз головой, так орет, сердешная, что никакой силы терпеть нет!» Главное, чтобы в этот момент не случилось ничего действительно серьезного и опасного, так что лучше всетаки вызывать пожарных на «профильные» ситуации. А так – нам не жалко! Как-то раз снимали рыбаков со льдины с помощью раздвижных лестниц.
Денис Юрьевич не видит своей работы вне взаимодействия с населением, социальными учреждениями, администрацией. Он уверен: нужно работать в постоянном и плотном контакте, слышать и понимать друг друга, решая проблемы, которые мешают эффективности спасателей.
Наличие пожарных водоемов или специальных гидрантов – вовсе не каприз или устаревшее требование. Тушение при помощи подачи воды до сих пор остается самым частым и эффективным из применяемых методов, а одной пятитонной цистерны пожарного автомобиля хватает лишь на 7–10 минут активной работы рукавов с брандспойтами. Актуальными остаются проблемы проезда спецтехники во дворы, борьба с несанкционированными парковками, да и просто дорожное хамство, которое может задержать красную машину с сиреной на несколько бесценных минут…
Много еще головной боли у «тушил». Но есть главное – понимание того, что делают они очень важную и очень мужскую работу. И хочется, чтобы удача всегда сопровождала большого и сильного мужика с усталыми и добрыми глазами – простого «тушилу» Плотникова и всех его коллег!