Ангелы-хранители, супергерои в белых халатах – каких только сравнений в отношении врачей не появилось в обществе в начале ковидных 2020-х. Болезнь отступила, однако представители этой профессии при любых обстоятельствах остаются на своем посту в полной боевой готовности.
В преддверии Дня медработника мы решили пообщаться с сотрудниками сферы здравоохранения о том, с чего начинается столь сложный, ответственный и тем не менее интересный путь, а также чем живет сегодняшняя медицина. На все наши вопросы согласилась ответить заведующая поликлиническим отделением Всеволожской КМБ в Кудрово Алла Школяренко.
Несмотря на то, что уже порядка 10 лет Алла Васильевна занимает административные должности, многие знают ее как талантливого стоматолога, умеющего найти подход как к взрослым, так и к детям. Поэтому в ходе нашей беседы мы не могли не затронуть нюансы этой специальности.
– Что повлияло на ваш выбор профессии?
– Среди родственников были медработники, и, естественно, за семейным столом постоянно обсуждались какие-то профессиональные моменты. Я видела, как родные относились к своему делу, и тогда для себя, в принципе, все определила.
Закончив училище и уже начав работать медсестрой, поняла, что поступила правильно. Я люблю помогать пациентам, совершенствую технологии и совершенствуюсь сама. Я влюблена в свое дело, и нисколько не жалею, что когда-то встала на этот путь. Да, временами возникают сложности, но они абсолютно преодолимы.
– В стоматологию вы тоже пошли под влиянием близких?
– Нет, вот, кстати, этим я не планировала заниматься. Изначально по распределению я попала в гинекологическое отделение Ленинградской областной клинической больницы. Работа мне нравилась, думала, пойду по тому же пути, что и моя сестра.
Но потом вместе с мужем-военнослужащим мы на семь лет уехали на Дальний Восток. Там я устроилась в окружной госпиталь, где в итоге меня перевели в стоматологию, и я поняла, что эта специальность мне интересна.
– Для многих стоматологические кабинеты являются некой «страшилкой», походы к ним стараются откладывать на самый поздний срок. Как вам удавалось находить подход к пациентам, особенно самым юным?
– Современное оборудование, анестетики, различные методики помогают человеку понять, что не нужно бояться, и позволяют комфортно чувствовать себя в стоматологическом кресле.
То же самое работает и в отношении детей. Кроме того, в течение приема я рассказывала им сказки. А в это время медсестра из пломбировочного материала лепила зуб, рисовала на нем улыбку, глазки, а потом вручала малышу. Из тех ребят уже многие выросли, завели собственные семьи, но даже сейчас звонят и спрашивают: «А к вам случайно нет записи? У меня дочка родилась, хотим попасть к вам».
Сейчас я уже не веду врачебную практику, перешла в область организации здравоохранения и об этом решении тоже ничуть не жалею.
– То есть существует вероятность того, что будущие поколения забудут о стрессе перед кабинетом дантиста?
– Конечно. Страх может искоренить совершенствование технологий. Но и сам пациент должен самообразовываться в данном направлении. Сейчас выходит много различных передач о том, как работают современные установки для лечения, что такое карпульные шприцы, которые абсолютно безболезненно помогают ввести анестетик. А фотополимерные материалы, появившиеся несколько лет назад на рынке, позволяют избежать рецидива кариеса на долгое время. Таким образом, человеку все реже необходимо будет лечение.
Но, безусловно, каждый должен понимать: посещение стоматолога раз в полгода – обязательно. К этому нужно приучать и детей. Потому что одно дело – избавляться от осложненного кариеса и совсем другое – провести профилактический осмотр, показать маленькому пациенту на манекене, что такое зуб и как все устроено. Это формирует культуру посещения врачей и избавляет от стресса.
– Сегодня многие медицинские работники, помимо своей основной деятельности, ведут блоги, где не только делятся рабочими моментами, но и как специалисты дают рекомендации своим подписчикам. На ваш взгляд, такой синтез развлекательного и образовательного форматов повышает уровень осознанного отношения к своему здоровью людей или этот контент скорее способен нанести вред?
– Если содержание не идет вразрез с научными публикациями, подтвержденными исследованиями, то все нормально. Если же это просто чье-то субъективное мнение, я бы не советовала опираться на такой обывательский подход.
– Прибегаете ли вы в своей сфере к использованию социальных сетей?
– Безусловно. Сейчас без них невозможно себе представить жизнь. Тем не менее я четко различаю, где фейк, а где абсолютно адекватная информация.
Например, Всеволожская клиническая больница в своей официальной группе во «ВКонтакте» публикует статьи различного формата: новости медицины, интервью с врачами, информацию о проведении каких-либо мероприятий, – чтобы жители могли черпать информацию из официальных источников.
– Поликлиника в Кудрово не похожа на государственные медучреждения, известные нам в былые времена: у регистратуры и в коридорах нет огромных очередей, привычного шума и гама. Как удалось создать атмосферу тишины и комфорта?
– С 2016 года я руководила проектами «Вежливая регистратура» и «Бережливое производство». И с тех пор все новые отделения Всеволожской КМБ – поликлиники, амбулатории, ФАП – открываются уже с учетом этих принципов.
В рамках первой концепции мы убрали стекла, разделявшие регистраторов и пациентов. Для сотрудников это стало шоком. Работали с психологом: после тестирования он определил, кто эмоционально устойчив и может общаться с людьми во фронт-офисе, а кто педантичен в ведении документов. Мы обучались инструментам бережливого производства, стандартам общения, посещали поликлиники других субъектов с целью изучения опыта и делились своими наработками.
Много местных проектов родилось в рамках всероссийского «Бережливого производства и «Новой модели медицинской организации». Мы улучшали условия для пребывания в поликлинике пациентов, ориентируясь в том числе на качество оказания медицинской помощи, а вместе с тем и думали о комфорте сотрудников. Кстати, самой первой инициативой стала именно организация диспансеризации. Мы оптимизировали работу кабинетов: каждый сотрудник знает, за что отвечает, а сами люди не внедряются в потоки пациентов, которые записаны планово или пришли за неотложной помощью. Для этого нам пришлось открыть дополнительные кабинеты, входы и перераспределить нагрузку и обязанности между сотрудниками.
Чтобы распечатать результаты анализов, выписать санаторно-курортную карту, получить направление, человеку не надо идти к доктору – для этого есть доврачебный кабинет, где работает либо медсестра, либо фельдшер. К слову, мы первые, кто внедрил выписку льготных рецептов без посещения специалиста узкого профиля. То есть врачей освободили от рутинной работы, у них появилась возможность больше времени уделить пациентам, которым требуется помощь.
– А велик ли процент желающих пройти диспансеризацию?
– Хочу отметить, что в этом году в поликлинике Кудрово таких людей достаточно много. И среди них однозначно увеличился поток молодежи. Если раньше у нас было примерно 10 человек в день, то сейчас – 30-40.
Мне кажется, что общество у нас стало более образованным и заинтересованным в своем здоровье. Пропаганда ЗОЖ, которая сейчас проводится по всей стране, – прекрасная возможность донести до человека, что проще профилактировать, чем лечить.
Также мы специально проводим дни здоровья по субботам. И могу сказать, что современные скрининговые мероприятия однозначно имеют значение. Например, у нескольких людей мы выявили онкологию молочных желез на первой стадии и вовремя направили на специализированное лечение.
– Учреждение находится в непосредственной близости к популярному среди взрослых и детей парку «Оккервиль». Безопасно ли такое соседство для посетителей рекреационной зоны?
– Конечно. Все отходы с биологическими материалами обеззараживаются еще в поликлинике, их вывозят специальные машины и утилизируются компанией, с которой в больнице заключен договор.
– Поликлиника в Кудрово работает чуть больше года. Расскажите, чего удалось достичь за это время.
– По сути, сейчас у нас открыты все кабинеты. Взрослое отделение укомплектовано на 77-78 %, а детское – на 83 %. Набор сотрудников продолжается, и в планах – к осени выйти на укомплектованность не менее 90 %.
В Кудрово один из самых высоких уровней рождаемости в зоне обслуживания ВКМБ – в среднем 25 младенцев в неделю. Эти малыши не идут к участковым педиатрам, до года они наблюдаются патронажной службой.
Для взрослых доступны все специалисты, кроме массажистов и кабинета лечебной физкультуры. Единственное, что не предусмотрено изначально – фиброгастроскопия и колоноскопия. Возможно, мы когда-нибудь к этому вернемся.
Мы столкнулись с такой проблемой, что официально в городе зарегистрировано примерно 64 000 человек, по факту число жителей – порядка 100 000. А штатная расстановка формируется именно в зависимости от количества прикрепленного населения. Особенно это остро ощущается в период подъема сезонных заболеваний, когда ровно 50 % квартирных вызовов поступают от населения, которое ранее не обращалось за медицинской помощью и не прикрепляло полис ОМС к нашей поликлинике, хотя проживает на территории Кудрово.
– Ощутима ли для госучреждения конкуренция со стороны частных клиник?
– Точно нет. Есть коммерческие заведения, в которых встречается устаревшее оборудование. У нас же все новое и современное. Те же врачи УЗИ-диагностики не нарадуются. Далеко не во всех поликлиниках настолько хорошо оборудованы кабинеты офтальмолога и ЛОР-врача: есть и ЛОР-комбайны и видеокамеры – в общем, все, что необходимо для оказания качественной медицинской помощи.
Не могу сказать и то, что во всех частных клиниках выше уровень специалистов. У тех, кто работает в бюджетной сфере, более расширенные знания: они могут поставить человека на динамическое наблюдение, выписать льготный рецепт, наблюдать маломобильных, паллиативных пациентов. Врачи, которые приходят к нам из коммерческих учреждений, сталкиваются с новыми ситуациями, их кругозор, безусловно, расширяется. Про своих сотрудников могу определенно сказать, что потенциал каждого их них большой, будем его развивать и точно сделаем нашу поликлинику лучшей в России!