О нашей малой родине: история Заневки и Новосергиевки  

В наше поселение входит девять населенных пунктов. Есть среди них деревни Заневка и Новосергиевка с живописными окрестностями. Когда появились первые упоминания о них, как они развивались, и как складывалась их судьба, узнал «Заневский вестник».

 

Заневка

«Деревенька выбежала, казалось, из-за разнодеревья по-осеннему молчаливого густого леса, перепрыгнула через асфальтированную дорогу, нырнула под высоковольтные линии электропередачи, добежала почти что до самой железной дороги и – вдруг остановилась, замерла словно бы в недоумении», – так в 1999 году расположение Заневки поэтично описал журналист В. Лебедев в статье «Заневка, или Сельский пейзаж на городском фоне». А вот откуда же эта деревенька выбежала, как зародилась, и что ей довелось пережить, можно узнать из истории.

Заневку как населенный пункт впервые отметили на карте только в 1932 году. Можно предположить, что примерно в это время и образовалась деревня. Откуда изначально произошло слово «заневка» достоверно неизвестно. Версии есть разные. Некоторые считают, что «имя» деревне дал Заневский проспект. Но его назвали так только в 1940-м. Впрочем, есть догадка, что оно происходит от финского слова Sannikko.

В 1933 году деревня вошла в состав Яблоновского сельсовета Ленинградского Пригородного района, кстати, одновременно с Ново-Сергиевкой (ныне Новосергиевкой) и рядом других деревень. Сельсовет включал в себя довольно обширные территории, разделенные теперь между Заневским поселением и петербургскими районами: Невским и Красногвардейским. Согласно административным данным за 1939 год в Заневке проживали 162 человека, год спустя деревня насчитывала 20 дворов. В 1941-м здесь образовали Заневскую сельскую библиотеку, работающую и по сей день.

Во время Ленинградской битвы в 1941-1944 годах Заневка и остальные деревни Заневского поселения оказались внутри блокадного кольца, местные жители переносили все тяготы ближнего тыла. Кроме того, территория волости использовалась для дислокации боевых частей, отведенных с передовой. В сентябре 1941-го в район Заневки был отведен 51-й отдельный танковый батальон, действовавший в составе 1-й дивизии НКВД. Здесь он пополнялся личным составом и материальной частью.

Согласно стратегическому плану советское командование готовилось встретить сухопутные силы противника в этой местности. В сентябре 1941 года Военный совет Ленинградского фронта принял постановление о форсированном строительстве новой оборонительной полосы вокруг всего города. Линия укреплений прошла, в том числе в районе Заневки. Укрепления готовились на случай форсирования немецкими войсками реки Невы. Один из рубежей проходил вдоль железной дороги, к которой и примыкает деревня. Заневка расположена на Колтушском шоссе, с востока она вплотную подходит к станции Заневский Пост и находится чуть севернее станции Заневский Пост-2.

С началом войны линия «Горы – Заневский Пост» перестала функционировать из-за взорванного при отступлении Красной Армии Кузьминского моста, который был частью железнодорожной линии. Ее восстановили только в 50-х. Во второй половине XX века станция «Заневский Пост» была востребована по маршруту: Ржевка – Горы, Ржевка – Манушкино/Павлово-на-Неве. На станцию регулярно прибывали пассажирские поезда, пока движение не прекратили в 2003 году одновременно с открытием Ладожского вокзала.

В документах, датированных 1966 годом, Заневка уже находилась в составе Заневского сельсовета, куда вошли все девять населенных пунктов, объединенных теперь Заневским городским поселением. По данным 1990 года, в деревне проживали более 780 человек, и она уже была административным центром поселения. В настоящее время в ней, как и прежде, располагается администрация. На 1 января 2015-го в деревне был зарегистрирован 901 человек. Административным центром деревня являлась до 2016 года.

В Заневке расположена городская водопроводная насосная станция «Северная», ряд промышленных предприятий. На ее территории находится петербургский коррекционный детский дом № 19 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Новосергиевка

Новосергиевка возникла в результате слияния двух деревень – Новой и Сергиевки. Упоминание о Новой встречается в купчей 1791 года, по которой предпринимательница Агафоклея Полторацкая приобрела «мызу Оккервиль с деревнями Малиновкой, Косая Гора, Новая». На карте Федора Шуберта 1834 года этот населенный пункт был отмечен на берегу безымянной реки Хумалаева ручья. А Сергиевка (созданная, видимо, позже) появилась на географических чертежах только в 1860-м, северо-западнее своей «сестры» – на берегу реки Порховки.

Известно, что Новую населяли ингерманландцы-савакоты – этнос, который появился в результате миграции части населения из финской восточной провинции Саво в Ингерманландию в XVII веке. Тогда в состав обширных территорий этой области входил и Карельский перешеек.

В XIX веке мыза Оккервиль вместе с деревнями Новая и Сергиевка находились в собственности статской советницы Зиновии Уткиной (Шаховской). В 1828 году она купила ее «со всеми принадлежащими оной мызе землями и разным господским и крестьянским строением» за 575 тысяч рублей. Для сравнения: на эти же деньги в то время можно было купить около трех тысяч хороших лошадей (из расчета 200 рублей за лошадь).

О самой Зиновии Петровне Уткиной известно немногое. В девичестве она носила фамилию Зеленкова и была купеческой наследницей, владела каменным домом на Малоохтинском проспекте в Петербурге. Позже вышла замуж за князя Шаховского, но развелась с ним и связала себя узами брака с мировым судьей Уткиным. Детей у владелицы поместья не было, поэтому она завещала имение Императорскому Человеколюбивому обществу.

Еще при жизни, после отмены крепостного права в 1861 году, Зиновия Уткина выдала уставную грамоту крестьянам мызы Оккервиль с деревнями Большая и Малая Яблоневка, Новая, Сергиевка. По данному документу крестьяне становились собственниками земли. Происходил этот процесс с подачи государства, выкупавшего у помещиков земельные участки в общественную крестьянскую собственность. «Земля выделялась «душам мужского пола», которые значились в деревнях по последней народной переписи. Таких лиц было: дворовых – 52, имеющих право на надел… было 92», – пишет Н.П. Столбова в статье «Уткина дача». Так, из крестьян мызы Оккервиль было составлено Оккервильское сельское общество Полюстровской волости второго стана Санкт-Петербургского уезда Санкт-Петербургской губернии.

По переписям и спискам тех лет можно проследить динамику населения двух деревень. Например, до отмены крепостного права Новая была больше Сергиевки – десять дворов против шести. Но позже ситуация изменилась. По данным 1862 года, в Новой располагались всего четыре двора, а в Сергиевке – семь. Однако, согласно сведениям 1885 года, историческая справедливость все же была восстановлена: Новая «обросла» жителями и надолго сохранила за собой пальму первенства по количеству дворов.

В начале XX века обе деревни довольно интенсивно развивались. В Новой работала земская школа (Ново-деревенское училище). Ее построили в 1913-м. С детьми работала одна учительница, которая жила в этом же здании. В послевоенные годы, по воспоминаниям старожилов, в каникулы или свободное от учебы время в ней проводились праздники, собиравшие всю деревню. Позже, в 90-е, в здании школы располагалась амбулатория. В деревне была и собственная часовенка. Правда, до наших дней она не сохранилась. Сейчас на ее месте находится здание магазина.

В начале 1920-х деревни Новая и Сергиевка были объединены в Новосергиевку (с финского языка переводится как «деревня новоприбывших»). По данным 1926 года, Новосергиевка насчитывала 34 хозяйства, где проживали более 160 человек. На тот момент деревня являлась центром Ново-Сергиевского сельсовета, куда входили: коммуна Кудрово, деревня Ново-Сергиевка, деревня Поселок Новый, сельхозартель «Рейденский хутор» и поселок Труд (Понедельникова).

В 1934 году в деревне, которая на тот момент относилась к Яблоновскому сельсовету, создали колхоз «Ново-Сергиевка». Во время войны местность в районе Заневского поселения стала важной составляющей продовольственной и топливной базы. Новосергиевка вносила свой вклад, ведь колхоз продолжал функционировать.

Во время войны в этой местности советское командование готовилось встретить сухопутные силы противника. Вдоль дороги на Новосергиевку стояли бетонные доты, орудия, пулеметные точки, были вырыты окопы. По словам местных жительниц Антонины Николаевны Ледовской и Марии Михайловны Сучиловой, через деревню постоянно шли на фронт солдаты. У Антонины Николаевны в доме жили офицеры, во дворе стояла военная кухня. У Марии Михайловны жили врачи. В лесу, который в те годы почти вплотную подходил к ее дому, в землянках были оборудованы медпункты.

После войны колхоз «Ново-Сергиевка» ликвидировали в результате объединения нескольких хозяйств в колхоз «Коммунар». А населенный пункт перешел в ведение Заневского сельсовета, позже переименованный в Заневское сельское поселение. Согласно административным данным, в 1997 году в деревне проживали 266 человек.

 

Новосергиевский майор-танкист

Около деревни Новосергиевка есть могила, над которой стоит стела с красной звездой на вершине. На ней надпись: «Майор-танкист. Погиб осенью 1941 года. Вечная слава павшим за Родину!».

По словам местных жителей, этот танкист погиб при случайных обстоятельствах. Дело в том, что майор сидел на башне танка, когда он двигался по деревянному мосту через речку Оккервиль. Навстречу танку ехала грузовая машина, и в какой-то момент им не удалось разъехаться. Танк промахнулся гусеницей мимо моста и упал в воду, похоронив под собой командира боевой машины. Документов при нем не нашли, а по петлицам установили, что майор.