«Гнуть, но не ломать»

Таково жизненное кредо кудровчанки Ирины Моисеенко. Многие в молодом городе знают ее как отличную швею и активистку, для которой нет неразрешимых задач. Мы встретились с Ириной Алексеевной и поговорили о том, каким образом формировался сильный характер, почему важно оставаться верным собственным убеждениям, а также о том, что добрые дела необходимо совершать, если того требует душа.

 

«Я твердо знала, что наше будущее – только в России»

На первый взгляд наша собеседница производит впечатление очень мягкого человека. Жительница приветлива и мила, но стоит ей начать отстаивать свои принципы и защищать то, что дорого, в глазах появляется сталь. В такие моменты понимаешь, что сломать героиню невозможно. Зная ее биографию, становится понятно почему. Кудровчанка родилась и выросла в Туркменистане. По ее признанию, это довольно суровая страна во всех смыслах: и с точки зрения внутренней политики и с позиции отношения общества к женщинам.

– Если кто-то думает, что в России жить тяжело и несправедливо, то готова с ним поспорить, – заявила Ирина Алексеевна. – Я видела достаточно, и мне есть с чем сравнивать, чтобы с полной уверенностью утверждать: наша страна – одна из самых прекрасных и свободных в мире. Представьте: жаркая туркменская ночь. Внезапно всех жителей улицы выгоняют из домов, выставляют вдоль дороги и заставляют махать флажками. Старик ты или маленький школьник – не важно, будят всех. А все потому, что ожидается проезд кортежа президента. Так и по три часа стоять можно было.

Кстати, героиня хоть и провела всю сознательную жизнь в Туркмении, но корни ее здесь, в РФ. Мама – уроженка Саратовской области, а отец появился на свет под Краснодаром. В Среднюю Азию молодых людей направили для работы в областном противочумном отделении.

– Папа часто брал меня в командировки с собой в степь, – рассказала кудровчанка. – Там я впервые увидела волка, кобру, гюрзу, эфу, скорпионов, фаланг и множество сусликов. Было страшно, но интересно. После каждой такой поездки в доме появлялись ежики, черепашки и много степных цветов.

Собственную трудовую биографию юная Ира хотела связать либо с ветеринарией, как ее мама, либо с более узким направлением этой науки – зооинженерией. В итоге остановилась на втором варианте. После учебы трудилась в лаборатории врачом-радиологом. По долгу службы побывала на точке Кызыл-Кая, где приборы показывали высокую радиацию. Затем перевелась в химико-токсикологический отдел, позже занималась серологией.

Долгое время жизнь женщины была тесно связана с армией. Сначала Ирина попала в советскую летную часть в должности планшетиста. Мастерство постигла на месте и приступила к составлению схем расположения летательных аппаратов. «Надевали наушники и обучались распределять и слушать военные самолеты», – вспомнила наша собеседница.

В 1992-м войска СССР покинули территорию государства, но нашу героиню Туркменистан отпускать не собирался, хотя она уже тогда задумывалась о возвращении на историческую Родину.

– Мне очень хотелось, чтобы дочери росли там, где должны, – объяснила Ирина Алексеевна. – Я твердо знала, что наше будущее – только в России.

Но пока у судьбы были иные планы. На службе женщина отлично зарекомендовала себя, заручилась доверием, и ей предложили перевестись на позицию командира части в ветеринарно-эпизоотический отряд по особо опасным болезням Балканской области, что практически на берегу Каспийского моря. Этой работе Ирина Алексеевна посвятила семь лет.

Момент настал

Время шло, дети подрастали, наступил момент, когда необходимо было определять старшую дочь в вуз.

– Мне пришлось перевестись в центральный аппарат пограничных войск Туркменистана, чтобы быть рядом с ребенком, – поделилась кудровчанка. – На новом месте появилось очень много друзей, с которыми до сих пор поддерживаю связь. С подчиненными сложились доверительные отношения. В свой отдел я подбирала честных и добросовестных офицеров. Впоследствии все эти ребята и девчата стали руководителями и получали очередные звания в срок.

Несмотря на хорошие отношения с сослуживцами и успехи в карьере, мысль о переезде не покидала Ирину. Однако подходящий момент все не наступал. К тому же сильно заболела мама, до этого ушел из жизни отец, так что героиня продолжила трудовую деятельность в Средней Азии.

– Из погранвойск я уволилась и стала работать руководителем отдела кадров в турецкой строительной фирме, – отметила жительница молодого города. – После перешла на должность исполняющего начальника управления персоналом в другую компанию.

Так продолжалось порядка шести лет. А в 2011-м переселение все-таки состоялось, но, к сожалению, не при самых радостных обстоятельствах – годом ранее не стало мамы.

– Я ее похоронила честь по чести и всем сказала сразу, что еще год не сдвинусь с места, – призналась собеседница. – Спокойно поставила памятник.

Как только вышел обозначенный срок, семья буквально за месяц продала две квартиры, собралась и переехала в РФ. Больше с жарким Туркменистаном их ничего не связывало.

Вопроса, куда держать путь, не стояло. Для ПМЖ уже давным-давно была выбрана Ленинградская область и конкретно Кудрово. Здесь жили и живут до сих пор родные и близкие люди.

 

«Ты одна мне семерых сыновей заменила»

Ирина Алексеевна до сих пор вспоминает, как, прилетев в Россию и увидев простор и березы, расплакалась.

– Тот, кто не жил в Средней Азии, никогда не поймет, насколько там тяжело, особенно женщине – подчеркнула кудровчанка. – Позволю себе некоторые воспоминания не озвучивать. Очень много было несправедливости. Знаете, мне до сих пор иногда снится прошлая жизнь. В такие моменты я просыпаюсь в страхе.

Но нет худа без добра. Именно среда закалила характер. И даже на новом месте женщина не потерялась. Поселившись в частном секторе Кудрово, она очень быстро взялась за налаживание не только быта, но и условий за пределами собственного участка. Например, в кратчайшие сроки выбила установку почтовых ящиков и обустройство освещения на улице. Поняв, что среди соседей много пенсионеров и молодых мам, поспособствовала появлению скамеек, детской горки, качелей, песочницы. Собственными руками высадила вдоль тропинок деревца и договорилась о монтаже пухто.

– Со временем продлили тропу от Новой улицы до Ленинградской, – сказала героиня. – Согласовали проект с собственником земли и с отделом архитектуры администрации Заневского поселения. На дорожке появились лавочки и урны.

Наша собеседница призналась, что никогда не боялась заходить в кабинеты к высоким начальникам и договариваться. Она не ждала и не роптала, а брала решение проблем в свои руки. Дипломатический подход и настойчивость привели к конкретным результатам: в частном секторе появился централизованный водопровод, асфальт, дорожные знаки и лежачий полицейский.

– Знаете, мама мне всегда говорила, мол, ты одна мне семерых сыновей заменила, – вспомнила жительница молодого города.

Получив однажды ироничное предложение поработать дворником, Ирина Алексеевна нисколько не смутилась и согласилась: в какой-то момент просто устала от руководящих должностей.

– И только открывшееся отделение почты возглавить звали и на другие посты, – отметила она. – Но я всем сказала твердое «нет». Посмеялась, что хочу наконец почувствовать себя женщиной и заниматься чем-то простым и полезным.

Кудровчанку и сегодня можно увидеть на городских улицах. Одетая в желтый жилет героиня рассекает на велосипеде и приводит территорию в порядок.

«Если душа требует, нужно обязательно делать»

Трудолюбие, честность и патриотизм Ирина Алексеевна вместе со своим супругом – ветераном Афганской войны Рашидом Альковым – привила и двум дочерям, а те в свою очередь – собственным сыновьям.

Сегодня в большой семье подрастают четверо мальчишек. Трое из них состоят в юнармейском отряде «Молот». Причем решение присоединиться к организации приняли самостоятельно. И все трое одновременно грезят профессией спасателя, сдают нормы ГТО, занимаются плаванием и другими видами спорта. Самый младший внук кудровчанки – пока еще воспитанник детсада, но уже с гордостью посматривает на братьев и с удовольствием облачается в форму советского солдата на тематические праздники.

Родные все делают вместе: отмечают памятные даты, ездят в отпуск, а еще сообща помогают военным, отправившимся на СВО. Как только президент объявил о начале спецоперации, они решили оказать бойцам содействие: стали шить балаклавы и нижнее белье в собственном ателье, собирать провизию, плести сети, мастерить окопные свечи и через женсовет Заневского поселения, активной участницей которого является героиня, отправлять необходимые вещи за ленточку.

– Конечно, мы никак не могли остаться в стороне, – подчеркнула жительница молодого города. – Я много лет отдала службе, муж бывал в горячих точках, так что отлично понимаем, как сейчас нашим ребятам тяжело. Знаете, многие люди говорят, мол, государство должно помогать, а не простые люди, но я глубоко убеждена, что если душа требует поддерживать, то нужно обязательно это делать.