Взаимоотношения жителей многоквартирных домов и управляющих компаний – одна из самых острых тем. Зачастую недопонимания между собственниками и обслуживающими организациями приводят к серьезным конфликтам, а в крайних случаях – к весьма болезненной, сопровождающейся судами и скандалами, смене формы управления. По словам экспертов сферы ЖКХ, в налаживании контактов между людьми и «управляшками» хорошо показывают себя советы домов.
Цель такого объединения – создать некий буфер между собственниками и УК, который мог бы контролировать работу обслуживающей организации и доводить до ее сведения интересы людей. Здесь следует оговориться, что такая форма не подразумевает неких юридических полномочий, не требует регистрации, оплаты пошлин и налогов, ведения бухгалтерии и отчетности. С точки зрения прав и обязанностей, председатель и члены совета – рядовые граждане, такие же, как и другие жители дома.
Работа советов регулируется статьей 161.1 Жилищного кодекса РФ, где прописан механизм их создания и основные функции. Согласно документу, председатель совещательного органа может заключать договоры с управляющей компанией (при наличии доверенностей собственников), контролировать все виды работ и качество поставляемых коммунальных услуг, влиять на политику в части определения платы за содержание и ремонт дома.
В целом грамотный подход при создании совета МКД и правильная организация его работы могут значительно облегчить жизнь собственникам квартир. Позитивный опыт демонстрирует и 47-й регион. Так, в прошлом году в ходе конкурса, организованного партией «Единая Россия», лучшим было признано объединение, образованное жильцами дома № 4 по Восточной улице в Киришах. Жильцы постоянно контролируют УК, требуют выполнения необходимых работ по ремонту, а решение о каких-либо покупках принимают сообща. Удалось приобрести детский игровой комплекс, сэкономив порядка 100 тысяч рублей. Люди установили объект самостоятельно под контролем инженеров от управляющей компании, что также позволило избежать дополнительных трат.
А есть ли минусы? Как показывает практика и Ленобласти и других регионов, серьезных недостатков у совещательного органа нет, однако тем, кто подумывает о создании совета в своем доме, стоит учесть несколько моментов. Работа председателя потребует хорошо развитого навыка дипломатии, способности донести до управляющей компании требования и замечания жильцов, а собственникам простым языком объяснить все тонкости, связанные, например, с начислением платы за коммунальные услуги, необходимостью выполнить ремонт, заменить то или иное оборудование.
Если кто-то из наших читателей имеет опыт создания и/или руководства советом МКД, приглашаем в комментарии поделиться своими кейсами.