Пособие по обучению грамоте было, по сути, переработкой азбук Ивана Федорова. Но печатнику Василию Бурцову удалось сделать книгу под названием «Букварь языка Словенска» более светской, красивой, удобной в использовании. Она быстро завоевала популярность, и второе издание стало вопросом времени.
Считается, что Бурцов положил начало выпуску малоформатных книг. Его букварь представлял собой книжку размером 93×153 мм. Переиздание было еще меньше – всего 87×139 мм. И хранить, и читать их было очень удобно. А уж разглядывать и подавно. Мастер отнесся к созданию пособия с большой любовью. Он использовал красный цвет, чтобы выделить отдельные буквы, слова или предложения. Особое внимание уделялось шрифтам и графическому оформлению страниц.
Букварь содержал алфавит, разделы по грамматике с формами спряжения глаголов, орфографии с примерами склонения имен существительных и прилагательных, сказание «О письменах» черноризца Храбра, а также молитвы, притчи и наставления. Стоила книга одну копейку.
Второе издание своего труда Василий Бурцов украсил фронтисписом (рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на четной полосе – Прим. ред.) «Училище». На изображении четверо юношей внимательно читают книги, а пятого – нерадивого – учитель воспитывает розгой.
В начале книжки содержалось стихотворное обращение к «младым отрочатам», которые только начинают постигать науки. Это было первое русское поэтическое произведение, появившееся в печати. Исследователи считают, что издатель написал его сам.
Переиздание 1637 года состояло из предисловий для взрослых и детей, старославянской азбуки, разделов «Слоги», «Парадигмы спряжения глаголов», алфавитного перечня слов под титлами (знак в виде волнистой или зигзагообразной линии, использующийся для сокращения слов и обозначения числовых значений – Прим.ред.), стихотворения для заучивания порядка букв в алфавите, заповедей Ветхого и Нового Заветов. В букварь включили также десять заповедей, евангельские притчи, сказание о том, как святой Кирилл составлял старославянскую азбуку. В конце содержалось послесловие с выходными данными издания и указанием авторства.
Работу Василия Бурцова высоко оценили царь Михаил Федорович и патриарх Иосаф I. Издатель получил право со своей типографией отделиться от Московского Печатного двора. За восемь лет он вместе с соратниками выпустил порядка двадцати книг.
Сегодня оригиналы обоих букварей хранятся в Российской государственной библиотеке.