2 июля 1839 года в Москве родился художник Константин Маковский.
У популярного портретиста России конца XIX века, одного из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок», участника «бунта четырнадцати» была насыщенная и весьма долгая жизнь. Высоко ценимый императором Александром II и русской аристократией, живописец не прозябал в безвестности, слыл баловнем судьбы и утопал во внимании дам, чем гневил своих «коллег по цеху», которые оказались лишены даже скромных привилегий. Сам он с полной уверенностью говорил, что «…жизнь так красива, когда ее берешь полной горстью!» и следовал своему изречению неотступно.
Родовое гнездо мастера было средоточием культурной элиты. Отец Константина – Егор Маковский – деятель искусств, основатель «натурного класса» – творческого кружка, впоследствии ставшего Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Мать – Любовь Молленгауэр – обладательница сопрано, обучала вокалу в консерватории. Братья Константина – Владимир и Николай, в будущем тоже прославились как художники. На творческий путь ступили и сестры: Александра получила известность пейзажистки, а Мария выбрала карьеру певицы. В их доме всегда принимали выдающихся людей того времени: художников, музыкантов, писателей и артистов. Среди них: Михаил Глинка, Николай Гоголь, Василий Тропинин, Александр Пушкин, Карл Брюллов, Михаил Щепкин и другие.
Дети буквально напитывались эстетикой. Маковский-старший не только учил, но и увлекал искусством, вдохновлял им. «Любуйся и запоминай» – наставлял он каждого, собирая на прогулку, и вооружал ребятню карманными альбомами и карандашами. При таком окружении и наставлении рисовать Костя начал с четырех лет, а музыка всегда оставалась второй стихией. Первыми его работами стали копии гравюр домашнего собрания, выполненные под руководством Егора Ивановича. Позже Константин отмечал в автобиографии: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя ни академии, ни профессорам, а исключительно моему отцу».
В двенадцать мальчик поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс, в 1858-м уехал в Петербург и поступил в натурный класс Академии художеств. А пятью годами позднее вместе с тринадцатью другими выпускниками, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль, отказался писать картину на тему скандинавской мифологии и прервал обучение, не получив диплома. Этот этап послужил началом разрыва с традициями академизма, истреблением романтического героя и уходом от роли зрителя-соучастника. Чуть позже наш герой присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, и сосредоточился на написании жанровых картин. Так, автор стал презентовать свои работы в салонах вместе с друзьями-передвижниками, но очень скоро вернулся к живописным традициям и изучению проблем цвета и формы, за что его окрестили вероотступником и обвинили в потакании вкусам привилегированных слоев.
Много времени Константин уделил странствиям по Европе и Африке, что отразилось в появлении восточных мотивов. А 1880-е раскрыли его как создателя исторических сюжетов. Один из критиков писал о «боярском цикле» следующее: «Он открыл красоту в древнерусской старине. Он – вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником». Произведение «Русалки» по мотивам народных сказаний, выставленное в 1879-м, удостоилось внимания российского императора и было приобретено Александром II для Эрмитажа. С той поры Маковский начал писать портреты членов царской семьи и обрел неофициальный статус придворного живописца. Обладать полотном его кисти стало престижным в кругах буржуазии.
– Если кто из художников был популярен на Руси, то это именно он, – отзывался о своем современнике Александр Бенуа. – На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки – то самое, что сближало художника со своим временем.
Сам Константин говорил о себе следующее: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин. Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
За плечами у него были три брака и девять детей, в том числе и на стороне. Родившаяся еще в пору студенчества Наталья Лебедева со временем получила фамилию Маковская, но не была причислена к дворянскому роду.
Союз с артисткой труппы Императорского театра Еленой Бурковой продлился недолго. Супруга приняла внебрачную дочь Татиньку, в 1871 году родила сына, но младенец не прожил и нескольких месяцев. Позже Елене поставили страшный диагноз – туберкулез. Болезнь не удалось победить, и в 1873-м Константин овдовел.
Одинокое пребывание не затянулось. На балу в Морском корпусе живописец встретил Юлию Леткову, разница в возрасте с которой составляла 20 лет. Помолвка состоялась уже через две недели, а венчание – сразу по достижении избранницей 16 лет. Их первенец умер на восьмом месяце жизни. Через год 17-летняя Юлия забеременела снова. В этом браке у пары родилась дочь и двое сыновей. За болезнью второй супруги последовал ее переезд в Ниццу и, как следствие, долгие разлуки. Вскоре женщине стало известно, что у мужа уже появился новый объект воздыханий и очередная молодая пассия даже подарила ему ребенка.
Мария Матавтина оказалась моложе Юлии Павловны на 10 лет. Знакомство с ней произошло в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Развод с Летковой художник получил лишь в 1898-м после долгих тяжб, обязавшись пожизненно выплачивать пенсию бывшей жене. К тому моменту от Марии у него уже было трое детей. А после того, как новый союз узаконили, родился и четвертый.
Семейную идиллию прервал несчастный случай. 17 сентября 1915 года художник попал в уличную аварию – на углу Садовой и Невского в его экипаж врезался трамвай. Маковского выбросило на мостовую, он ударился головой. Травма могла быть не смертельной, но во время операции сердце не выдержало слишком большой дозы хлороформа. Живописец умер, не приходя в сознание, и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.