Первый русский киндергарден

В этот день в 1863 году открылся первый детский сад нашей страны. Событие произошло в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Именно поэтому дату 27 сентября потом ознаменовали праздником работников дошкольного образования в России. Кому же пришла в голову гениальная идея собирать карапузов в одном месте, чтобы взрослые могли работать?

 

Саму концепцию наши соотечественники взяли не с потолка, а из Германии. Заимствованная система воспитания была разработана немецким психологом и педагогом Фридрихом Фрёбелем. Даже название для заведения осталось в буквальном переводе (кindergarten – детский сад).

В основу своей методики Фрёбель включил развивающие и подвижные игры. Воспитательниц теоретик именовал «садовницами» и неспроста. Малыши, по мнению ученого, – божьи цветы, взращивать которые нужно с любовью.

В нашей стране первопроходцем в этой сфере была жена известного филолога и педагога Карла Люгебиля Софья. Она открыла в Петербурге первое дошкольное учреждение в небольшом деревянном домике на Большом проспекте Васильевского острова. Кстати, услуга была платной, и такую роскошь могли себе позволить только очень обеспеченные родители.

Принимали в первый садик девчонок и мальчишек от трех до восьми лет. Особой программы не было: большая часть времени проводилось на природе. Дети участвовали в спортивных и развивающих играх. Предполагались также практические занятия, где учили шить, клеить, вырезать. Пристальное внимание уделялось и нравственному воспитанию: девочки и мальчики пели церковные песни, учили молитвы. А вот на целый день карапузов в саду не оставляли – на три-четыре часа, максимум на полдня. Соответственно, в расписании не было ни дневного сна, ни обеда.

На Васильевском в теплое время года все резвились в цветочно-фруктовых садах, а зимой забавлялись ледяными горками. «Садовницы» приглашали понаблюдать за дошколятами родителей, параллельно давая им профессиональные советы. Сама Софья Люгебиль часто участвовала в играх и обучении лично, чем снискала уважение семей воспитанников. Она делала упор на развитие воображения, поэтому без сказок и живых бесед не проходил ни один день в ее учреждении.

Интересно, что принуждения в заведениях XIX века не было: если ребенок не хотел заниматься, к примеру, гимнастикой или пением, он имел право использовать время по своему усмотрению.

К слову, первые детские сады в России много критиковались современниками. В частности, против высказывались врачи, считавшие садики рассадниками вирусных заболеваний.

С тех пор воды утекло много, и дошкольное образование претерпело массу изменений. Во времена СССР активно множились бесплатные сады на гособеспечении, все мы помним детские комбинаты. А сегодня детсад – это сбалансированная система для социализации и всестороннего развития чада. В программе воспитания используются методы профессиональных педагогов и психологов, а также крайне интересные нынешним дошколятам интерактивные гаджеты и даже искусственный интеллект.

Фото: Public Domain

Предыдущая статья

По нотам истории