В День архитектуры, 7 октября, предлагаем читателям немного погрузиться в историю праздника, вспомнить наиболее популярные стили и, конечно же, отдать должное мастерам своего дела, покоривших не одно поколение.
Впервые торжество было учреждено в 1985-м на собрании Международного союза архитекторов. Традиционно его вплоть до 1996-го отмечали 1 июля, а после – в первый понедельник октября. Новая дата совпала с Днем жилища, который посвящен условиям жизни в каждом уголке мира.
В России праздник появился сначала в Нижнем Новгороде в 2006-м. Позже присоединилась и Москва с рядом других населенных пунктов. Цель преследовалась простая, но важная – привлечь внимание граждан к достижениям отечественного градостроительства, которых нашему ближайшему соседу не занимать.
Сегодня есть отличный повод рассказать об архитектурном облике Петербурга и его создателях. В Северной столице насчитывается более 15 стилей, некоторые из них она переняла от античного мира. Основными считаются барокко, классицизм, русский ампир, эклектизм, модерн, конструктивизм, неоренессанс, неоготика и монуметализм.
Свой образ город на Неве начал формировать с барокко, популярного в Европе в 1703 году. Направление отличается роскошным декором, изяществом линий, влиянием эпохи Возрождения и сочетанием различных форм. Во время путешествий за границу Петр I был вдохновлен замысловатой красотой зданий и впоследствии пригласил ведущих мастеров в Петербург.
Первым руку к строительству населенного пункта приложил зодчий из Швейцарии – Трезини Андреа Трезини, который обрел славу и известность благодаря своим работам именно в России. Когда великий архитектор только прибыл в Северную столицу, здесь еще не было абсолютно ничего: даже кирпичи только-только начинали привозить морем. На его счету – перестройка Петропавловской крепости из деревянной в каменную, Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Благовещенская церковь, а также большая часть Васильевского острова.
Под руководством Петра I барокко было скромным и простым, отличаясь от веяний Западной Европы. Император активно участвовал в проектировании главных зданий, где отражались его предпочтения к сдержанной роскоши. Главным архитектором после Доменико стал Жан-Батист Александр Леблон, приглашенный из Франции. Зодчий спроектировал парк вокруг резиденции правителя, дворец Монплезир и прославился, создав первый уличный фонарь, подарив жителям освещение.
Елизаветинское, или «расстреллиевское» барокко было более пышным и декоративным, с элементами рококо. За 20 лет возводились знаковые здания в этом стиле, формируя облик центра. Франческо Бартоломео Растрелли известен по улучшению парадной Зимнего дворца, проектированию Екатерининского дворца и Смольного собора.
Классицизм стал основным направлением XVIII века, заменяя все остальные. Он нашел свое отражение во многих достопримечательностях города. Например, в Эрмитаже, Таврическом дворце и Казанском соборе. В раннем классицизме строились замки и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле оформлялись и царские, и дворянские усадьбы, и особняки, что нельзя было представить при барокко. Пышность уже казалась неуместной и избыточной. Особенностями стиля являются использование античных элементов, унификация комплексов и подчеркивание императорской власти. Этот период считается золотым веком архитектуры.
Русский ампир продолжил развитие классицизма, отражая рост национального самосознания и утверждение Российской империи на мировой арене. Архитекторы в своих проектах использовали военную символику, а также элементы Античности. В последующие годы стиль утратил актуальность из-за общественных преобразований, однако некоторые его аспекты вернулись в 1930–1950, подчеркивая военную мощь и абсолютную власть.
Модерн пришел из Европы в Россию с изменениями. В Петербурге видны его примеры: дом Зингера, Витебский вокзал. Основные черты – плавные линии, необычные конструкции, изысканный декор. Направление отражало эпоху и использовало новые технологии строительства. В начале XIX века оно было популярно в строительстве особняков и магазинов, но позже распространилось на другие типы объектов.
В первые годы Советского Союза возник конструктивизм. Ключевыми элементами этого стиля были функциональность и отсутствие лишнего декора, что объяснялось и экономическими причинами после Гражданской войны, и идеологией СССР. Здания и планы помещений проектировались с учетом их функционального назначения. Минималистичный декор, такой как ленточное остекление, цилиндрические формы и асимметрия, добавлял изящества. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называется ленинградским авангардом.
В сталинской эпохе архитектура отражала идеологию военной мощи, промышленности и единой власти. Использовались элементы русского ампира XIX века, но с добавлением новых конструктивистских компонентов. Некоторые амбициозные проекты не были осуществлены из-за войны, но застройка целых районов сохранилась в Московском и Кировском районах. После смерти Сталина новые здания возводились без декора. Город и население быстро росли за счет не только строительства массового жилья, но и низкого качества и малой архитектурной ценности.
В начале 1990-х отсутствовал явный план по развитию Северной столицы, поэтому за 20 лет возникло много неудачных проектов и хаотических застроек. В частности, применялись элементы классического зодчества, а также массированное использование остекления и массивных бетонных конструкций. Большинство объектов того периода подвергалось критике и способствовало утрате архитектурного наследия.
В последнее время вместо уничтожения исторических зданий применяется метод фасадизма, при котором сохраняется или восстанавливается фасад, а остальной корпус перестраивается и дополняется новыми элементами. Метод позволяет сохранить мемориальный облик центральной застройки города, при этом модернизируя строения.