И праздник этот поистине всеобщий. Ведь кроме создателей причастными являются и зрители.
Считается, что первым публика увидела именно кинофильм «Прибытие поезда» в 1896-м, но это не так. За четыре года до события парижский художник и изобретатель Эмиль Рейно воспроизвел на экране движущиеся картинки. Одна из трех его работ, «Бедный Пьеро», дошла и до наших дней. Спустя год родилась компания – «Vitograph», оказавшая большое влияние на индустрию фильмов. В 1898-м вышла кукольная анимация, не сохранившаяся до наших дней.
Открыл парад новизны в 1908-м сюжетный мультфильм «Фантасмагория» с ярким живым героем Фантошем. Автором произведения стал француз Эмиль Коль. Недолго другим странам пришлось догонять зачинщиков прогресса. Уже в 1914 году американец Уинзор Маккей создал новую уникальную работу – «Динозавр Герти». Исключительность этого творения заключилась в анимации по ключевым кадрам. Ее суть состояла в создании основных рисунков, а затем – промежуточных.
Невероятный фурор в расцвете мультипликации – изобретение американца польского происхождения Макса Флейшера. Именно он разработал перерисовку движений персонажей с кинопленки. Позже идеей успешно пользовались различные известные компании – «Walt Disney» и «Союзмультфильм». Благодаря этому методу картинка стала плавнее. Также именно Флейшер подарил изображению озвучку. Инновация первооткрывателя фотоперекладки находит свое применение и по сей день.
Пик анимации пришелся на 30-60-е годы ХХ века. В это время развивал свое творчество великий Уолт Дисней, на работах которого выросло не одно поколение юных зрителей. Именно команда легендарного автора вывела 12 принципов мультипликации, которые стали настоящими заповедями для следующих поколений мастеров. А в 60-ых американский ученый Айвен Сазерленд разработал программу Sketchpad, и началась эра компьютерной графики. Благодаря приложению, позволявшему рисовать на экране от руки пером, к середине 90-х мир увидел полнометражный фильм «История игрушек» от студии «Pixar».
Первым аниматором в Российской империи случайно стал балетмейстер из Санкт-Петербурга Александр Ширяев. Путешествуя по загранице, танцор купил камеру и по возвращении домой занялся любительской съемкой. Сначала на кадрах появлялись родственники и друзья, но увлечение росло, и мужчина захотел снимать балерин на сцене. В съемке в Дирекции Императорских театров ему отказали, но это не остановило Александра Викторовича.
Танцор начал воссоздавать спектакли из картона и кукол. Мастер делал все сам: сцену, театральный свет, двадцатисантиметровых балерин из папье-маше на каркасе из проволоки, чтобы все их конечности легко двигались. К 1906-му году стал использовать бумажных кукол, прорабатывая с помощью них будущие хореографии, которые педагог показывал своим ученикам. Долгое время увлечение не выходило за узкий круг его подопечных и не было известно широкой публике. Лишь в 1955-ом историк кино Виктор Бочаров нашел фильмы преподавателя и выпустил под названием «Запоздавшая премьера».
Но официальным основоположником отечественной анимации все-таки считается биолог Владислав Старевич, выпустивший 8 апреля 1912-го мультик «Прекрасная Люканида или война усачей и рогачей». Он повествовал о несчастной любви, но в мире насекомых. Благодаря образованию, творцу удалось «обмануть» публику, которая посчитала, будто на экране куклы. На самом деле, это были насекомые из его энтомологической коллекции, которые в руках мастера ожили на экране.
Отмечать этот праздник в России начали в 2012-м – в столетие мультфильма. Наши картины тоже пользуются успехом заграницей. Чего стоят только «Смешарики», один из самых популярных сериалов, переведенный на множество языков.
Сейчас благодаря новым технологиям анимация вышла на такой уровень, что порой тяжело отличить картинку от реального мира. Что ждет нас дальше? Время покажет!