10 сентября 1756-го была основана актерская труппа, от которой ведет историю современный Александринский театр.
Храм Мельпомены, сегодня располагающийся в самом сердце Санкт-Петербурга – на площади Островского, прямо в двух шагах от Невского проспекта, гордо носит звание старейшего профессионального публичного театра в России. Но с этим фактом можно поспорить, ведь примерно шестью годами ранее в Ярославле общедоступные представления начал давать Федор Волков, объединивший вокруг себя единомышленников. Слух о его комедиях дошел до Елизаветы Петровны, и императрица вызвала артистов ко двору – нести искусство столичным жителям. На новом месте Федор Григорьевич вновь возглавил творческий коллектив, а директором заведения назначили драматурга и поэта Александра Сумарокова.
Первые спектакли шли на Васильевском острове и в Большом каменном театре – его позже перестроили под консерваторию. А нынешнюю «прописку» и название в честь супруги Николая I Александры Федоровны труппа получила только в 1832-м.
Здание в стиле ампир, созданное по проекту Карла Росси, поражало своей пышностью и вызывало бурные дискуссии. Так, по оригинальной концепции кровлю должны поддерживать металлические стропила. Местные архитекторы не на шутку забеспокоились, что конструкция попросту рухнет, похоронив под собой сотни людей. Скандал дошел до самого государя, но Росси от своих планов не отказался и собственноручно написал себе приговор: «в случае, когда бы… от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил». Зодчий дожил до 72 лет и умер во время эпидемии холеры, а его творение пережило несколько революций, блокаду и до сих пор является одной из визитных карточек города.
Александринка – буквально живая энциклопедия русского театрального искусства. Здесь впервые зрителей знакомили с такими драмами, как «Горе от ума», «Ревизор», «Лес», «Доходное место», «Бешеные деньги». В разные периоды работали режиссеры Всеволод Мейерхольд, Леонид Вивьен, Георгий Товстоногов, Николай Акимов, а на сцену выходили Вера Комиссаржевская, Борис Сушкевич, Бруно Фрейндлих и многие другие.
Однако прошлое учреждения – это не только громкие имена и достижения, но и не менее громкие провалы. Один из них – премьера чеховской «Чайки» в 1896 году. Новаторский текст оказался не по зубам ни постановщику Евтихию Карпову, ни актерам, ни публике, которая восприняла действо как любовный фарс. Не спасла положение и филигранная игра Комиссаржевской в роли Нины Заречной. Не дожидаясь финала спектакля, Антон Павлович сбежал из зала, а уже по дороге из Петербурга дал себе зарок никогда больше не писать пьес, но, к счастью, обещание нарушил. «Это не чайка, просто дичь», – писали наутро газеты.
Сегодня театр представляет собой сразу две самостоятельные площадки – в 2013 году руководство воплотило мечту о создании Новой сцены, зародившуюся еще в 1980-х. И если современное пространство больше является зоной для проведения лекций, концертов, творческих встреч, мастер-классов, экспериментальных работ, то в историческом здании можно увидеть спектакли, основанные на произведениях Федора Достоевского, Максима Горького, Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Льва Толстого, Франца Кафки, Всеволода Вишневского, Хайнера Мюллера и других.