В начале XX века русское православие начало стремительно выходить за пределы своих географических и этнических границ. Способствовали этому процессу два фактора.
Во-первых, после революции 1917 года от бывшей Российской империи отделились Финляндия, Прибалтика и Польша. Власти этих государств старались всячески избавить своих верующих от московского влияния, стимулируя объявление автокефалии.
Во-вторых, с поражением Белого движения многие несогласные с политикой большевиков ринулись за рубеж. По оценкам экспертов, с первой волной эмиграции страну покинули полтора-два миллиона человек, некоторые и вовсе называют цифру в пять миллионов.
В 1920 году русская диаспора начала задумываться о том, как можно урегулировать заграничное церковное управление. И прецедент уже был: в 1919-м в Ставрополе, на территории, контролируемой белыми, провели Собор, результатом которого стало образование Временного Высшего Церковного Управления Епархий Юго-востока России. Однако такая идея не вполне соответствовала принятым церковным правилам: наиболее правильным было обратиться к местным юрисдикциям – Сербской, Константинопольской или Иерусалимской.
Большая часть духовенства все же предпочла другой вариант. Так, 21 ноября 1921 года в городе Сремски-Карловци прошел Первый Всезаграничный Церковный Собор, участие в котором приняли архиереи, клирики и миряне. По его результатам появилась новая структура – Русская Православная Церковь Заграницей, или Карловацкая юрисдикция. Ее возглавил митрополит Киевский и Галицкий Антоний (в миру Алексей Храповицкий).
Также на собрании было принято послание «Чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим», которое призывало все народы мира взяться за оружие, создать добровольную армию и выйти в военный поход против советского государства. В Москве такое вмешательство религиозной организации в политическую жизнь осудили, а РПЦ призвала не считать это мнение официальным голосом Русской Церкви.
Спустя два года высшее церковное управление за рубежом было преобразовано в Синод.
В 1936-м митрополит Антоний скончался, и место первоиерарха занял Анастасий (Александр Грибановский). Видевший в большевиках абсолютное зло новый глава Синода пошел на сотрудничество с фашистской Германией, поддерживал власовцев, а Третий рейх сравнительно благосклонно относился к РПЦЗ. То, как Анастасий относился к происходящим в мире событиям, наглядно показывает его пасхальное обращение 1942 года: «Настал день ожидаемый им (русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы <…> И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподняго. Освобожденная часть русского народа повсюду давно уже запела Христос Воскресе!..».
В 1946-м центр русского православия из Югославии переместился в Мюнхен, а в 1950-м – в Нью-Йорк. Конфронтация между заграницей и Москвой стала более явной. «Зарубежники» обвиняли РПЦ в сотрудничестве с безбожной властью и христианами других конфессий.
Несмотря на чудовищную ошибочность суждений заграничного духовенства во время Второй Мировой, личные контакты между отдельными представителями юрисдикций не были утеряны, что давало пусть небольшую, но все же надежду на возможность воссоединения. Тем более что никаких существенных догматических различий между двумя организациями не было.
Вновь отношения обострились уже в 1990-е годы, когда Церковь Заграницей захотела открыть свои приходы на территории СССР. Но тогда проблему удалось быстро уладить.
В 2000-м патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказался о том, что раскол Церкви на зарубежную и отечественную стал «исторической трагедией русского народа». А уже в июле 2001 года в РПЦЗ в заграничном Синоде в очередной раз сменилось руководство: первоиерархом стал архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр (Василий Шкурла). В отличие от своего предшественника архиепископа Монреальского и Канадского Виталия, Лавр был настроен на слияние московской и зарубежной юрисдикций.
К маю 2007-го процесс объединения завершился, и сейчас Русская Православная Церковь Заграницей является частью Русской Православной Церкви Московского патриархата.