Постановку представили в один вечер с новой оперой «Иоланта» также на музыку Петра Чайковского.
«Щелкунчик» создавался в сложных обстоятельствах. Сценарий для спектакля готовил Мариус Петипа, однако руководить репетициями не смог, так как тяжело заболел. Свои наработки маэстро передал Льву Иванову. Последний был, безусловно, талантлив, но ему оказалось сложно ставить балет, основываясь на чужом материале. Некоторые современники сошлись во мнении, что именно этот факт и стал причиной появления отрицательных рецензий.
Премьера состоялась в Мариинском театре. Роли детей – Мари и Фрица – исполняли юные воспитанники Петербургского императорского театрального училища. Постановка состояла из двух актов и трех картин. Ее ждал оглушительный провал. Критики разгромили творение Чайковского и Иванова в пух и прах. «Вообще „Щелкунчик“ поставлен преимущественно для детей – для танцовщиц в нем было весьма мало, для искусства – ровно ничего. Даже музыка оказалась довольно слабою», – отметил Константин Скальковский в «Биржевой газете».
– Трудно представить себе что-нибудь скучнее и бессмысленнее «Щелкунчика», – отзывался Николай Безобразов из «Петербургской газеты».
Тем не менее самый авторитетный критик того времени Александр Бенуа положительно отзывался о произведении. «Государь был в восхищении, призывал в ложу и наговорил массу сочувственных слов. Постановка… великолепна и в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши», – писал он брату Анатолию.
Сам Чайковский в письмах друзьям и родным отмечал, что даже внешне балет выглядел аляповато и безвкусно, вспоминал, что ему было сложно смотреть на сцену.
Несмотря на неудачную премьеру, «Щелкунчик» продержался в репертуаре Мариинского театра более 30 лет.
Впоследствии произведение много раз переосмысливалось и приобретало новые оттенки и значения. Самой необычной вариацией является постановка Михаила Шемякина. Он сильно «гофманизировал» балет. Хореограф добавил в знакомую сказку множество фантасмагорических образов, гротескных персонажей и совсем не детских тем. В центре повествования одинокая девочка в чуждом для нее мире, который она не может и не хочет принять. Маша в этой версии предстает нелюбимой дочерью, которую не принимают ни родители, ни сверстники. Поэтому в финале она превращается в сахарную фигурку на торте, чтобы никогда не возвращаться в безрадостный реальный мир.
Со временем сказка была переложена на язык кино и анимации. Так, в России и некоторых странах бывшего СССР одним из любимых новогодних мультфильмов остается «Щелкунчик» Бориса Степанцева. Предлагаем его посмотреть и зарядиться новогодним настроением.