Его знали как человека с мятущейся душой и тонким чувством прекрасного. Отец хотел видеть его юристом, но Михаил Александрович всецело отдался искусству. Этот «роман» стал самым ярким в его судьбе, а так называемый «демонический цикл» захватил все сознание творца.
Нельзя сказать, что жизненный путь художника был исключительно светел и радостен. Впервые горе постучалось в дом Врубелей, когда Мише было три года: от чахотки умерла его мама. Второй раз связать себя узами брака отец семейства решился только в 1863-м. Его счастье составила петербурженка Елизавета Вессель, которой удалось подружиться с сыном и дочерью своего супруга. Женщина занялась образованием и оздоровлением ребят. Участие в их развитии принимали также ее родственники. Так, например, сестра Елизаветы учила детей музыке.
Рисованием Михаил Врубель увлекался еще с детства, а в юношестве развил свой талант – создавал иллюстрации к различным литературным произведениям. Одна из самых известных работ того времени – графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном».
После того, как учеба на юридическом факультете Петербургского университета не задалась, молодой художник начал посещать вечерние классы в Академии художеств, а в 1880-м стал ее студентом. Позднее участвовал в реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве: создавал эскизы фресок, расписывал стены и создал четыре иконы. Именно в это время появились первые наброски, которые со временем воплотились в серию работ, составивших «демонический цикл».
Обращение к столь специфической теме человеком, который изображает лики святых, может показаться весьма странным. Однако это было свойственно Врубелю, пребывающему в неустойчивом психологическом состоянии и склонному к депрессиям. Он часто и подолгу переживал личные кризисы, душевные метания. Особенно сильно его психика пошатнулась, когда он познакомился с Эмилией Праховой, супругой одного из своих нанимателей. Художник без памяти влюбился, но взаимности не нашел. Безответное чувство вынуждало его творить безумства: уничтожать собственные картины и наносить себе увечья.
Все эти настроения нашли отражение в известной трилогии – «Демон сидящий», «Демон парящий» и «Демон поверженный». Все три работы отличает некоторая тяжесть. Это касается как выражения лиц персонажей, так и технических аспектов картин. Врубель использовал, как правило, темные тяжелые оттенки, а иногда, наоборот, почти кислотные, которые только усиливали потустронность сюжетов.
Состояние мастера ухудшилось после смерти от болезни его маленького сына Саввы. Врубель неоднократно проходил лечение в различных клиниках, однако легче ему так не становилось. В последние свои дни он сам походил на героя своих легендарных картин. Из приятного мужчины с тонкими чертами лица творец превратился в нервозного человека с глазами как у хищной птицы.
Несмотря на всю неоднозначность натуры Михаила Врубеля, его творчество являет собой целую веху. Он был гением эпохи романтизма и предвестником русского авангарда еще на рубеже XIX–XX веков.
Сегодня работы нашего гениального соотечественника хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске и других учреждениях. Картины, керамика, скульптуры и панно по сей день будоражат сознание любителей искусства.