Каждый вечер лента приковывала к экранам телевизоров тысячи советских граждан, женщины влюблялись в Штирлица, а режиссер Татьяна Лиознова получала мешки с письмами от благодарных зрителей. Военная драма о советском разведчике, внедрённом в высшие эшелоны власти нацистской Германии, очень быстро стала легендарной.
Работа над созданием картины по одноименному роману Юлиана Семенова шла с 1971 по 1973 год. Премьера должна была состояться 9 мая, но показ пришлось отложить, так как в этот день генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев находился с рабочим визитом в ФРГ. Первую серию продемонстрировали 11 августа. Сериал стал настолько популярным, что повторный показ состоялся уже через три месяца.
Над созданием ленты работал поистине звездный состав. Татьяна Лиознова пригласила ведущих советских актеров – Вячеслава Тихонова, Леонида Броневого, Евгения Евстигнеева, Олега Табакова, Василия Ланового, Эмилию Мильтон и многих других. Песни, прозвучавшие в сериале, создавались композитором Микаэлом Таривердиевым и поэтом Робертом Рождественским, а исполнил их Иосиф Кобзон.
Изначально картина была черно-белой, в 2006 году начался процесс колоризации. Помимо цвета преобразовывали звук, добавляли эффекты. Изменения претерпел и монтаж, в результате чего сериал стал короче. Из первоначальной версии вырезали паузы, некоторые диалоги и даже целые сцены, сократили титры. Многие зрители и участники съемочного процесса обрушились с критикой на новую версию культового фильма. Вот как отзывался о ней Вячеслав Тихонов:
«То, что сделали с картиной, — преступление. Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Пётр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
— Стоимость одной минуты отреставрированной версии «Семнадцати мгновений весны» составила 3 000 долларов.
— По пути к границе Штирлиц в машине слушает две песни Эдит Пиаф. Однако написаны композиции были в 1960-х годах.
— Сцены встречи Исаева с женой в романе Юлиана Семенова не было. Ее придумала режиссер Татьяна Лиознова. Она полагала, что это добавит картине драматичности.
— Сериал стал настолько популярным, что во время показа новых серий на улицах городов снижалось количество преступлений.
— Иосифа Кобзона попросили исполнить песни так, чтобы его голос никто не узнал. Певец сначала обиделся, но позже согласился.
— На роль жены советского разведчика под прикрытием пробовалась Светлана Светличная, но в итоге сыграла немку Габи, которая влюбилась в главного героя.
— Олег Табаков исполнил роль Шелленберга, который был реальной исторической фигурой. Потомки бригаденфюррера СС были поражены сходством их родственника и актера. Они писали Табакову, что включают «Семнадцать мгновений весны», когда хотят увидеть «дядю Вальтера».
— На кисти Вячеслава Тихонова имелась татуировка, поэтому когда требовалось крупным планом снять руки разведчика, приглашали дублера.
— Чтобы сделать взгляд более проникновенным и задумчивым исполнитель роли Штирлица вспоминал таблицу умножения.
— После премьеры режиссер сериала получила от зрителей 12 мешков с письмами и прочла их все.