По страницам прошлого  

В конце августа Заневское городское поселение отметило свой день рождения. В честь праздника «Заневский вестник» начинает публикацию серии материалов об истории памятных мест и населенных пунктов муниципального образования.

 

Кудрово

В начале XVIII века, когда прошло всего несколько лет с тех пор, как Северная столица была нанесена на карту Российской империи, образовалась немецкая колония Lustdorf (в переводе с немецкого языка – «веселая деревня» или «веселый поселок»). До сих пор петербуржцы бережно хранят память об этом и часто называют так часть Невского района, который ограничен улицей Дыбенко на севере и Народной улицей с юга. Но немцы обустраивали свой быт и на месте современного Кудрово.

Существовала в Кудрово на берегу реки Оккервиль и настоящая усадьба. О том, кто являлся хозяином угодий, любители истории спорят до сих пор. Есть даже мифы, что когда-то земли принадлежали некому помещику Кудрову и шведскому полковнику Оккервилю. Якобы в честь этих прославленных людей и получили названия знакомые кудровчанам пейзажи. Однако многое говорит в пользу прозаичной версии происхождения названия той же реки. Дело в том, что Оккервиль – словосочетание: «оккер» – пашня и «вилла» – сельский дом. Это название зафиксировано на ряде старинных карт и, скорее всего, связано с крестьянским бытом.

Но были в истории Кудрово и более реальные персонажи, например, род Полторацких. Ряд историков считает, что в середине XVIII века они владели двумя мызами – Косой Горой, расположенной на месте Кудрово, и Оккервилем. Марк Федорович Полторацкий, основатель дворянской фамилии, был директором Певческой придворной капеллы. За свои труды он и получил указанные земли. Историк Н.П. Столбова пишет: «На Косой Горе находился дом управляющего, каменный флигель для дворовых людей, разные хозяйственные постройки: винный завод, мельница-мукомольня для перловых круп, рига с молотильными машинами и веяльницами (предпочитали машины, а не ручной, менее производительный, труд). Вокруг располагались господские покосы и сараи для хранения сена. Там же были хлебный амбар, кладовые, мастерские и кузница». Возможно, почти разрушенная кирпичная постройка, которую полностью снесли в 2013 году, являлась частью именно этой усадьбы. Кстати, первое упоминание о строениях на территории нынешнего Кудрово связано именно с Полторацкими – на карте ученого-геодезиста Федора Шуберта за 1834 год обозначен Водочный завод Полторацкой.

Ярким советским этапом в истории Кудрово можно считать жизнь коммуны, которая переехала на данные земли в 1925 году. Слово «переехала» тут употреблено неслучайно. Дело в том, что первые переселенцы-коммунары были родом из Лужского уезда Петроградской губернии, где существовала коммуна «Кудрово». Вот так и приобрел свое название самый молодой город области. Первыми на эти земли прибыли 12 больших семей во главе с коммунистами Василием Ивановичем Евстифеевым и Иваном Павловичем Елкиным. Новоселы заняли территории опустевшей сельхозартели «Красная заря».

Подробно быт коммуны описывает ее жительница Мария Васильевна Алексеева. Ее рассказ был опубликован в газете «Невская заря» в 1989 году. Она вспоминает, что лужане уехали искать лучшей доли под Петербургом. Сначала коммунары поселились в старом доме. «В каменном двухэтажном доме только одна старуха жила. И он был полуразрушен. Телята и несколько овец. За ними старуха и ухаживала, а еще была когда-то молочная ферма. Земли эти, похоже, принадлежали раньше немецким колонистам. При нас только жил один – Витя Крумень…», – вспоминает Мария Васильевна.

Коммунарка хвалит немцев, говорит, что хозяева они были рачительные и землю оставили ухоженную. Но и советские переселенцы в обустройстве жизни на свой лад им не уступали. Уже через несколько лет коммуна стала образцовым, высокопроизводительным хозяйством. «В тридцатые годы на молочной ферме мы уже доили по 6000 литров молока на корову. А продукты животноводства возили и сдавали прямо в магазин на Охте», – рассказывает Мария Алексеева. Частично продукты коммунары продавали и на Мальцевском рынке, где арендовали место. Существовали в коммуне «Кудрово» и общественная столовая, и парикмахерская, и баня, и клуб. Часто коммунары сообща выезжали на спектакли в ленинградские театры и цирк. Однако в середине 30-х коммуну присоединили к колхозу «Возрождение» Яблоновского сельсовета, и старый уклад разрушился.

В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда жители Яблоновского колхоза продолжали усердно трудиться и переносили все невзгоды военного времени. На всеволожскую землю постоянно падали бомбы, в небе велись ожесточенные воздушные бои. В Кудрово располагалась аэродромная площадка, где в 1942 году базировались самолеты ПО-2 13-й армии. Сельские женщины без устали работали в поле, выращивали овощи.

Сохранилось краткое описание участия кудровчан в первой военной посевной страде. «Колхозники «Яблоновки» обратились с призывом к остальным Всеволожским хозяйствам – пополнить общественные семенные фонды за счет личных запасов, а также освоить метод обрезной подготовки клубней картофеля. Почин был подхвачен всюду. Только растениеводы колхоза «Кудрово», используя остатки картофеля, сохранившиеся в личных хозяйствах, прояровизировали более 30 000 картофельных ростков», – пишет В.Н. Глушенкова в книге «Всеволожский район в годы блокады Ленинграда: Из истории Великой Отечественной войны 1941-1945».

Еще одним ярким этапом в истории советского Кудрово должна была стать его масштабная застройка в 1980-х. Содержание этого проекта подробно описывает краевед Александр Чернега, который ссылается на статью в журнале «Ленинградская панорама», вышедшего в свет в сентябре 1990 года.

Проект детальной планировки Кудрово создали в рамках разработки Генерального плана 1986 года. Его должны были реализовать в течение двух ближайших пятилеток. К этому времени власти уже выделили средства на организацию подачи в деревню воды, электричества и тепла. Началось строительство тоннеля метро от станции «Улица Дыбенко» в сторону Кудрово. Уже в 1993 году здесь планировалось открыть станцию метро «Народная». Территорию Кудрово должны были разделить на десять жилых кварталов, пять коммунальных и пять рекреационных зон вдоль реки Оккервиль. Главной улицей Кудрово должно было стать продолжение Мурманского шоссе. На продолжении Народной улицы планировали построить основные центры обслуживания населения. К 1998 году в Кудрово хотели возвести 2 160 000 кв. м. жилья (42 тысячи квартир). Многие деревянные постройки уже успели снести и переселить местных жителей из Кудрово в городские квартиры. Однако реализацию проекта остановили из-за распада Советского Союза.

Но в XXI веке планам по застройке Кудрово все-таки суждено было сбыться. Сам проект, конечно, изменили, но суть осталась прежней – создание на территории деревни миллионов квадратных метров жилья и соответствующей инфраструктуры.

 

Янино-2

Известно, что населенный пункт Янина был обозначен еще на карте 1705 года – «Географический чертеж над Ижерскою землей…». Картографы не забывали отмечать деревню и в последующие годы на территории Ингерманландии, земли которой потом вошли в состав Санкт-Петербургской губернии.

В 1732-м Зеленая мыза (нынешние Колтуши) с 36 деревнями, в том числе и Янина, были пожалованы императрицей Анной Иоанновной графу Павлу Ягужинскому. А в годы правления Екатерины II поместье перешло к князю Григорию Потемкину. В 1798 году стало принадлежать ротмистру Александру Чоглокову. Хозяин поместья Чоглоков был статским советником, предводителем дворянства Шлиссельбургского уезда. Он пользовался любовью крестьян, так как еще до отмены крепостного права наделил их большими участками земли безвозмездно.

Деревню в основном населяли ингерманландцы-савакоты – одна из народностей финского этноса. После войны в 1614-1617 годах, согласно условиям Столбовского мира, Карельский перешеек перешел к Швеции. Русское население, карелы и другие местные жители, исповедовавшие православную веру, оставили деревни. Тогда при содействии шведской администрации эти пустующие земли стали заселять колонисты из Восточной Финляндии. Надо заметить, что впоследствии деревню Янина в обиходе называли и писали по-разному: иногда с буквой «о» на конце. Последнее название селения прижилось и действует по сей день. В 1848 году в Янино проживали 75 ингерманландцев-савакотов и 63 финна. В 1885 году в деревне располагались 18 крестьянских дворов, а в 1896-м, когда Янино относилось уже к Янинскому сельскому обществу Шлиссельбургского уезда, там жили 202 человека.

В середине XIX века деревня Янино перестала быть единоличной хозяйкой названия и уступила пальму первенства колонии Янино, которую основали переселенцы из Германии. Колония развивалась интенсивнее финской деревни, население ее быстро росло. Далее наиболее яркие исторические события уже будут связаны с данным населенным пунктом: колонией, образованным на ее месте совхозом. Это и приведет к тому, что более молодое селение будут называть Янино-1.

Предыдущая статья

Награждение победителей

Следующая статья

Как стать горожанином?