«Любой театр создавать непросто»

В 2022-м петербургский актер Виталий Бисеров открыл в Кудрово театр Art-Luxe. Таким образом он убил двух зайцев одним выстрелом: во-первых, исполнил собственную мечту и реализовал амбицию, а заодно подарил жителям молодого города возможность знакомиться с творчеством своих талантливых, неординарных коллег. Точнее сказать, друзей, вероятно, даже родных, потому что сами артисты называют труппу семьей.

«Заневский вестник» побывал в гостях у этого замечательного семейства и узнал, как прошли последние два года. Честно признаться, изначально мы договаривались о встрече именно с отцом-основателем культурного учреждения и ожидали, что беседа будет более камерной, если говорить на языке людей искусства. Однако, поскольку театр почти никогда не бывает пуст, к нам присоединились соратники Виталия Андреевича – главный режиссер Кирилл Кий и заместитель директора Яна Скорик. И, как оказалось, к лучшему, ибо в конечном итоге вышел оживленный разговор таких разных, но таких близких друг другу людей, увлеченных, горящих своим делом. И самое важное, что удалось понять автору этих строк: Art-Luxe – ни разу не про деньги.

 

«МЫ ВСТРЕЧАЛИ НЕБЫВАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ»

– Виталий, каковы предварительные итоги двухлетней работы твоего детища?

– Прошло два долгих, я бы даже сказал, тяжелых года.

– Трудно было физически или морально?

– И морально и физически. Все испытания, какие можно себе представить, со всеми мы столкнулись. Вообще любой театр создавать очень непросто. Если развивать его с нуля, как это делал я, то для налаживания всех процессов требуется в среднем лет 10. Мы справились за два года. Буквально через год после открытия местная администрация начала помогать нам. Это огромнейший успех.

– Ты был инициатором сотрудничества с властями или руководство поселения, увидев, что функционирует вот такой объект, предложило контактировать?

– Первоначально, когда я только задумал основать в Кудрово камерный театр, пришел с вопросом к Дарье Воробьёвой (До февраля 2022 года – начальник сектора по развитию культуры, спорта и молодежной политики Заневского поселения. – Прим. ред.). Попросил дать какой-нибудь подвальчик, где я за свой счет мог бы организовать проект. К сожалению, на тот момент, отдельного здания или помещения она не смогла предоставить, но предложила проводить репетиции на базе нового ДК (Сейчас ЦКД «Кудрово» на Строителей, 41а. – Прим. ред.). Однако надо было где-то хранить костюмы, декорации и инвентарь.

Дарья Александровна очень хотела помочь. Мы много с ней беседовали, рассматривали варианты, но, увы, объективно возможностей не было. Тогда я принял решение закрыть свой магазинчик автозапчастей, который располагался в контейнере на рынке «Кубометр», и поселить театр там. Собственник объекта оказался не против. Правда, удивился моей авантюре. Буквально за полгода мы переоборудовали пространство и приступили к показам.

– Тем не менее позднее возникла необходимость переехать. Как удалось найти новую локацию?

– Да, спустя какое-то время встал вопрос о перемещении. И тут я хочу сказать огромное спасибо главе района Вячеславу Кондратьеву и руководителю женсовета Марине Кондратьевой. Также слова благодарности выражаю депутату областного ЗакСа Сергею Моренкову. Он предложил разместиться в «Уголке Кудрово», для благоустройства которого ранее предоставил участок центра «Автополе».

Мы вообще на каждой стадии встречали небывалую поддержку. Некоторые организации переезжают год, а мы смогли за два месяца.

К тому же я так сильно ухватился за идею именно постоянной площадки, потому что просили сами люди. Несколько лет назад мы с ребятами показывали «Солдатиков» под открытым небом. После спектакля к нам подходили зрители и говорили, что театр жизненно необходим. Хотя некоторые мои коллеги предлагали осуществлять выездные показы.

– Почему выбор пал именно на Кудрово?

– Потому что я сам здесь живу. Несколько лет назад ипотеку взял (смеется). Если серьезно, то нам предлагали площадки в Санкт-Петербурге, но мы не хотели, чтобы люди тратили по пять тысяч на билеты и ехали куда-то в центр. Плюс нам было важно, чтобы зритель вовлекался в происходящее, получал моральное удовлетворение.

После переезда мы собираем больше зрителей, чем на прежней локации. Сейчас узнаваемость выросла, зал заполняется на 100 %.

«Я ГОРЖУСЬ КАЖДЫМ ПРОЕКТОМ»

– Наверняка в самом начале развития Art-Luxe у тебя был четкий план по реализации конкретных задумок. Все ли удалось воплотить в жизнь или от каких-то идей пришлось отказаться?

– Все удалось. Я горжусь абсолютно каждым проектом. У нас все получается. Не было еще ни одного спектакля, который вызвал бы неодобрение такой силы, что люди встали и ушли посреди показа.

– В интервью в феврале 2022 года ты говорил, что планируется открытие киношколы и театральной студии. Данные инициативы получили развитие?

 

– Во время переезда пришлось приглушить эту работу. А так все существовало. Я сам вел занятия. Была и есть поддержка компании «Триикс медиа», которая занимается производством сериалов и фильмов в Питере. Наши подопечные в дальнейшем будут сниматься. Сейчас мы готовимся дать новый виток развития направлениям.

 

По словам Виталия, курированием этой сферы займется актер театра и кино Кирилл Кий. С ним мы и поговорили о его личном видении будущего студий, творческом методе и подходе к преподаванию.

 

– Кирилл, практика ведения подобных проектов уже есть, или для вас это нечто новое и неизведанное?

– Да, есть многолетние наработки. Преподавал актерское мастерство в центре актуального искусства «Цех 1939», занимался школой в Костромском театре кукол. Вполне хорошие результаты у нас были. Мы с подопечными выпустили несколько спектаклей. Не сказал бы, что любительского уровня. Очень достойные работы. Соответственно, опыт есть, и его планирую применять здесь.

– Чему именно будете обучать?

– Актерскому и сценарному мастерству, кинорежиссуре и прочим профильным дисциплинам.

– Все в том же интервью от 2022-го Виталий уточнял, что предполагается знакомить учеников в том числе и с американской школой. Как по-вашему, сейчас нет в этом идеологического противоречия?

– По большому счету нет. Ведь в основе почти всего мирового опыта – техники Станиславского и Чехова. Миллионы актеров в разных странах осваивают профессию, руководствуясь наследием наших соотечественников. Если отбросить политику, то некоторым вещам, которые были изобретены в США, я бы даже поучился. Например, технической стороне производства фильмов. Самому процессу, созданию спецэффектов. Другое дело, что в фильмы и сериалы за океаном закладываются иные смыслы. Не секрет, что американские производители часто делают «клюкву» на Россию. Нам, конечно, в своих работах необходимо продвигать верные ценности, близкие русскому человеку. И мы видим, что такие процессы активно осуществляются.

Если вы сопоставите фильмы отечественного производства, которые выходили на больших экранах до 2022 года, и то, что прокатывают сейчас, то сравнение окажется не в пользу первых. Без опаски можно идти в кинотеатр и быть уверенным, что увидишь качественный проект.

– В последние годы получила развитие тенденция пересъемок советской классики и экранизация старых, любимых всеми мультиков. Как относитесь к таким работам?

– Положительно. Всячески приветствую. Есть исключения, само собой. «Летучий корабль» уже по трейлеру очень хорош. А вот «Бременские музыканты», не к ночи будут упомянуты, наоборот. Это значит, производителю есть, чем зрителя удивлять, но и стремиться тоже есть к чему.

 

БЫТЬ УНИВЕРСАЛЬНЫМ СОЛДАТОМ

– Виталий, если внезапно к вам с улицы зайдет человек и скажет: «Хочу быть артистом, возьмите меня», будете проводить ему смотр, пробы, чтобы выявить способности?

– У нас была такая история. Пришел парень, блогер. Я посадил рядом с собой Кирилла, моего зама Яну Владимировну и мы поговорили. Нам важно было понять, насколько он готов к работе, как серьезно ее воспринимает. Выяснилось, что нам предстоит много работы над ним, но я верил в него.

 

Яна Скорик, к этому моменту присоединившаяся к разговору, уверяет, что команда Art-Luxe готова радушно принять уже после первого собеседования, если заинтересованность кандидата очевидна.

 

– Люди так удивляются, когда мы им говорим: «Вы приняты». Спрашивают, мол, а танцевать не нужно? А стихи прочесть? (смеется) Сразу включаем человека в репетиции, постановки. Он смотрит на нас, мы на него. Кто-то появляется и остается навсегда, иногда происходит иначе.

 

Одна из ключевых задач, как говорит Виталий Бисеров, – создать крепкую театральную семью. И важно, чтобы все ее члены поддерживали проекты. По словам режиссера, в частности это выражается в готовности быть эдаким универсальным солдатом:

– Мы все актеры, но кто-то еще и светом занимается, звуком. Мы вместе убираемся, полы моем, декорации ставим. То есть совмещаем сразу несколько должностей. Все потому, что театр маленький, и нет смысла нанимать, скажем, гардеробщика. Было бы странно, если бы некий человек стоял и только и делал, что вешал 10 курточек (смеется).

– Виталий, а если через несколько лет вы отстроите большое здание, эта концепция универсальности каждого сотрудника уйдет в небытие?

– Отчасти. Если мы сохраним статус автономной некоммерческой организации, то встанет вопрос оплаты труда и финансирования процессов. Я за два года ни разу себе не выписал зарплату. И в целом мы здесь не ради каких-то гонораров, но, насколько возможно, денежно отблагодарить ребят стараюсь.

Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Мы верим, что в ближайшем будущем театр вырастет, достигнет масштабов и окупаемости, способных позволить нам творить, радовать зрителей, не отвлекаясь на какие-то подработки.

«ХОТИМ ШОКИРОВАТЬ»

– Яна, расскажите, как появился проект «Театр едет в школу»?

– Он родился из желания охватить более молодую аудиторию. У нас и до этого были детские спектакли, но здесь мы захотели выйти за пределы театра. Скажу откровенно, зайти в учебное заведение с постановкой сложно. Требуется пройти этап согласования. Руководство школы должно понимать, что будут смотреть дети.

Мы встретились с директорами, чтобы понять, есть ли запрос у самих школ. Пообщались. Поняли, что задумка откликается всем. Реализуем мы эту инициативу на средства гранта администрации Заневского поселения. Два показа уже позади. Охватить все школы планируем до конца апреля.

Еще один спектакль, уже не в рамках гранта, запланирован на 8 мая в янинском КДЦ.

– Какие проекты еще сейчас в работе и чем будете удивлять в будущем?

– Уже реализуем публичные читки. В тестовом, правда, пока режиме. Хотим шокировать. В хорошем смысле, конечно. Людям нравится. Для зрителя это как будто ожившая аудиокнига. За процессом интересно наблюдать.

Что касается репертуара, то на постоянной основе показываем 10 спектаклей. Готовим семейную постановку «Жаркий снег». Еще ожидается «Вий». Это современное переосмысление легендарной повести (На момент выхода номера премьера спектакля уже состоялась. – Прим. ред.).

 

Сегодня главная задача коллектива – формирование собственного репертуара, ибо, по словам Яны Скорик, на спектакли, поставленные в стенах Art-Luxe, зритель идет охотнее, чем на привезенные. С удовольствием будем следить за развитием культурной площадки. Уверены, труппа театра еще не раз нас приятно удивит.

 

Фото предоставлены пабликом: vk.com/artluxe2021

Предыдущая статья

Волокита длиною в год

Следующая статья

Ситуация SOS