Какой он, российский символ нового, 2024 года, читайте в материале «ЗВ».
Драконов придумали страшными. Если сравнить легенды тех или иных народов, становится ясно, что это мифическое существо вселяло ужас во всех. Но в западном фольклоре воплощение зла обязательно должно было быть повержено, а на Востоке к могучей силе огнедышащего чудовища относились с уважением, приписывая ему как нечеловеческую мощь, так и многовековую мудрость. В культуре нашей многонациональной страны, расположенной одновременно и на Западе и на Востоке, загадочный и мистический персонаж вобрал в себя все эти качества.
В былинах XI века впервые появляется хорошо известный нам Змей Горыныч, который, согласно старинным писаниям, долгие годы опустошал окрестности, пока его не победил богатырь Добрыня Никитич. V народов Крайнего Севера ледяной дракон олицетворяет силу и рассудительность, необходимые для жизни в суровых условиях за полярным кругом. В бурятской культуре сказочная рептилия символизирует богатство и процветание. У коренного на селения Приамурья в сказаниях часто встречаются пуймуры – водяные драконы, ассоциирующиеся с защитой от злых сил. В татарской мифологии предание об основании Казани тоже напрямую связано с Зилантом, а у тувинцев и вовсе Дед Мороз – перевоплотившийся дракон.
Сейчас на десятках гербов городов, районов и областей красуется это магическое животное, а уникальным объектам, которые возводятся или открываются в России, дают названия, связанные с полузмеем-полуптицей. Одним словом, символ наступающего года занимает видное место в нашей культуре, а уж злодей он или покровитель, каждый решает сам.
Изображения драконов есть на дюжине гербов российских административно-территориальных образований
На гербе Москвы мы видим змия – разновидность дракона. Его поражает копьем святой Георгий. Тот же сюжет с побежденным золотым чудищем изображен и на эмблемах Межевского района Костромской области, Егорьевска Московской области. На знак Казани помещен Зилант. Этого же персонажа можно найти на гербе Каширы Московской области и у Каширского муниципального района Воронежской области, где крылья дракона сделались голубыми. Герой эвенкийского фольклора – змей Дябдар стал геральдическим символом Могочинского района в Забайкальском крае, в городе горняков Новоорловске Забайкальского края лазоревый крылатый змей означает охранителя местных сокровищ. А в Бурятии эмблема города Кяхты изображает оторванную голову дракона с клювом и зубами.
Современная переправа через реку Иртыш в Ханты-Мансийске открыта в сентябре 2004 года. Сооружение вошло в десятку самых живописных мостов России. Для Югры оно имеет не только инфраструктурное значение, но и сакральный смысл. Это символ объединения. «Красный дракон» сократил путь с запада на восток России на 1 250 километров и стал незаменимым элементом в транспортной системе Северной широтной магистрали. Кстати, в хантыйском языке есть слово «мосты», которое переводится как «нужный».
Памятник появился в Казани в 2003-м, в преддверии празднования тысячелетия города. Зилант – легендарный гибрид с головой дракона, телом птицы, ногами цыпленка, хвостом змеи, собачьими ушами, красными крыльями летучей мыши или птицы, острыми зубами, темно-серыми перьями и чешуйчатой темно-серой кожей. Есть несколько легенд об основании столицы Республики Татарстан. Во всех одна из главных ролей отведена именно огнедышащему существу. Этот казанский мутант не только пугал и убивал молодых девушек, но и охранял границы города и покровительствовал людям. Змей был символом мудрости, силы, а со временем и вовсе стал любимцем жителей.
Парк Драконов в Приморском крае
Скально-скульптурный комплекс расположился на 36 гектарах. По официальной версии, творцом этого царства является ветер. На протяжении долгих веков горный массив подвергался «обработке» солнцем, дождями и ветром, в результате чего и образовались фигуры причудливых форм. Но бытует поверье, что парк – это город мертвых драконов. До появления человека здесь якобы существовала цивилизация разумных рептилий. По другому мнению, камни – сохранившиеся следы цивилизации исполинов, существовавшей в незапамятные времена.
Статуя главного злодея русских народных сказок появилась в селе Каменка Задонского района Липецкой области вместе с открытием семейного парка «Кудыкина гора» в 2007 году. 15-метровый арт-объект сразу стал главной достопримечательностью этого места и даже оказался известен на весь мир. Фото с треглавым чудовищем попало в подборку лучших снимков, сделанных пользователями одной из популярных соцсетей, и собрало почти 1,5 миллиона лайков и тысячи комментариев. Кстати, Горыныч умеет извергать огонь и громко рычать.
Тувинский зимний волшебник Соок Ирей
Один из драконов, сотворивших наш мир (По версии народов Тувы. – Прим, ред.), с наступлением зимних холодов превращается в человека. Он состоит изо льда, а его тело покрыто плотным серебряным инеем. V него красивое одеяние бело-голубого цвета, а на голове – необычная шапка с рогами. В последние годы Соок Ирей стал все больше напоминать сказочного волшебника, который поздравляет людей с Новым годом и дарит подарки.
Несуществующий памятник дракону в Уфе
Это настоящая мистификация. Да-да. Изображение, которое уже больше 10 лет появляется на просторах интернета во многих публикациях о существующих скульптурах сказочных существ – не что иное, как фотомонтаж. В 2011 году башкирские журналисты разместили в предновогоднем номере уфимской газеты шуточный материал, посвященный ЗЭ-картинке Николая Куприянова «Дракон в Уфе». В статье, правда, было рассказано о группе сподвижников, мечтающих разместить модель возле Городского дворца культуры. Но шутку многие восприняли как свершившийся факт и стали популяризировать. Скульптуру, кстати, так и не установили.