В этот день почти два века назад родился русский военный моряк, контр-адмирал и пионер авиации Александр Федорович Можайский.
В истории он прославился вовсе не дальними морскими походами, а тем, что построил и испытал первый в мире самолет на 20 лет раньше американцев братьев Райт.
Наш герой появился на свет 21 марта 1825 года в финляндском городе Котка. Вырос в семье потомственного моряка, адмирала русского флота, воспитание получил в Морском кадетском корпусе, который блестяще окончил в 1841-м. Участвовал в дальнем плавании Кронштадт – Япония, где попал в шторм. Экипаж фрегата, после того как он оказался разбит цунами у берегов Страны восходящего солнца, вернулся на Родину на шхуне, построенной по чертежам Можайского.
В 1855-м, в конце Крымской войны, Александр Федорович на бриге «Антенор» охранял подступы к Финскому заливу от англо-французских кораблей. Во время Хивинской экспедиции он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья.
После ухода в отставку жил на Украине, затем вновь был зачислен на действительную военную службу в чине капитана первого ранга и направлен в родной кадетский корпус, где вел курс морской практики.
Начиная с 1876-го наш герой начал корпеть над проектом давно задуманного им летательного аппарата. В период службы в учебном заведении консультировался у русских ученых и дорабатывал свое ноу-хау. Подготовив чертежи и сделав все необходимые расчеты, изобретатель, дабы обезопасить себя от нечистых на руку дельцов, решил запатентовать свое детище. В ноябре 1881 года департамент торговли и мануфактур выдал ему первый в мире патент на «воздухолетательный снаряд». Машина имела два паровых двигателя общей мощностью 30 «лошадей», расчетную скорость до 40 км/час, полетный вес около 950 килограммов, размах крыльев 24 метра и длину фюзеляжа 15 метров.
Аэроплан был построен на личные средства Александра Федоровича, так как правительство, где работали в основном иностранцы, отказало в помощи. Свой единственный полет аппарат совершил 20 июля 1882 года. Во время разбега он смог оторвался от земли, но вскоре потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. Морской офицер пытался реанимировать чудо техники и продолжить испытания, но его финансы быстро иссякли. Самолет много лет простоял под открытым небом, после чего его разобрали.
Великий изобретатель скончался 1 апреля 1890 года в Санкт-Петербурге от пневмонии. Похоронен на Смоленском кладбище Северной столицы. Дело Можайского продолжили спустя два десятилетия братья Орвилл и Уилбур Райт, совершившие в 1903 году первый управляемый, устойчивый полет на сконструированном ими аэроплане. Но это уже совсем другая история…