Удивительный человек. Потомственный дворянин, брат революционера, подполковник Русской императорской армии, один из высших чинов РККА, профессор Военной академии Генерального штаба, доктор военных наук – и все это о Дмитрии Михайловиче. Родившийся в конце века, наш герой встретил крутые перемены в стране, принял новый строй и остался настоящим мужчиной, офицером, командиром и высочайшим профессионалом.
Генерал Карбышев по праву стал ярким символом несломленного духа и несгибаемой воли, пережив четыре года издевательств и каторжного труда, но не предав воинский долг и честь.
Дмитрий Михайлович родился 26 октября 1880 года в Омске. Его ждала традиционная учеба в Сибирском кадетском корпусе, который когда-то заканчивали отец и двое старших братьев. Но после ареста одного из них, участника революционного кружка, семья оказалась под полицейским надзором. На поступление за государственный счет рассчитывать уже не приходилось. Затянув пояса, оплатили первые два года, а затем усердным трудом и отличными отметками студент Дмитрий Карбышев заслужил перевод на бесплатное обучение. Завершил учебу лучшим по успеваемости. Судьба провела героя нашего материала по трем войнам. Русско-японскую мужчина прошел без единого ранения, заслужив пять боевых орденов. До начала Первой мировой успел побывать под следствием, уволиться из армии, вернуться и окончить Николаевскую инженерную академию.
Досрочное звание имперского подполковника не помешало Карбышеву в декабре 1917-го вступить в Красную гвардию. В тот год ему исполнилось 37 лет, и решение принять позиции большевизма принималось взвешенно. Главным для Дмитрия Михайловича всегда было служение Родине.
Последнюю свою войну – Великую Отечественную – генерал-лейтенант встретил в Белоруссии. 8 августа 1941 года во время попытки перейти через Днепр был контужен и попал к немцам. Разумеется, его узнали – крупный военный инженер, автор сотни трудов по фортификации и другим вопросам инженерного дела, хорошо известный за пределами СССР. Сильного противника сразу же начали склонять к переходу на сторону Германии. Фашисты были уверены, что смогут уговорить царского офицера и потомственного дворянина возглавить «русское сопротивление большевизму». Некоторые источники говорят, что именно ему предназначалась должность главы РОА, которую потом получил Власов.
Беспроигрышный, казалось бы, вариант не сработал. Ни настойчивые уговоры, ни советы сослуживцев по имперской армии не повлияли на упрямого генерала. Пытки тоже не действовали. Русский выдержал многодневное содержание в карцере с постоянно горящим ярким светом, не сломался и за четыре года переброски из одного концлагеря в другой, с еще более тяжелыми условиями.
Два года спустя упрямца отправили во Флоссенбюрг, куда переводили несломленных старших и высших офицеров. С этого места для Карбышева началась личная дорога смерти: Майданек, Освенцим, Заксенхаузен – и, наконец, Маутхаузен.
Подробности о гибели героя неизвестны. Впервые про нее рассказал майор канадской армии Седдон де Сент-Клер. Он говорил, что в конце января 1945 года группу заключенных отправили под ледяной душ, а потом вывели на улицу и начали поливать холодной водой из шлангов.
Когда о смерти генерал-лейтенанта узнали на Родине, он мгновенно сделался символом стойкости советских военнопленных. А с течением времени легендой стали и обстоятельства его смерти: считается, что генерала вывели ночью на лагерный плац одного и поливали водой, пока его не сковало льдом. Эта версия стала почти официальной и даже воплотилась в памятнике несломленному герою, который установили в Маутхаузене 28 февраля 1948 года. А 16 августа 1946 года Карбышеву присвоили звание Героя Советского Союза.