21 октября 1936 года на шестикилометровый маршрут от площади Александра Невского до площади Труда вышли первые «безрельсовые трамваи», выпущенные Ярославским автомобильным заводом специально для города на Неве.
Новый ЯТБ-1 сразу завоевал звание транспорта повышенной комфортности. Мягкие сиденья, шторки на окнах и собственная система отопления. Горожане готовы были переплачивать, чтобы проехать на красивом и удобном «рогатом автобусе». А прокатиться в нем с девушкой считалось лучшим свиданием того времени. К концу 1930-х по Северной столице курсировали уже 133 машины. Общая протяженность линий достигла 36,6 километра.
Когда грянула война, водители еще несколько месяцев выходили на линии, несмотря на обстрелы, обрывы электросети, снежные заносы и мороз. Движение окончательно встало только в конце 1941-го. Городской электротранспорт не успели загнать в депо и он остался прямо на улицах.
В 1942 году городские власти хотели пустить троллейбус по Дороге жизни с продовольствием и сырьем. По расчетам, это увеличило бы пропускную способность важной трассы и обошлось дешевле, чем автомобильное сообщение. Но метеорологи идею отвергли: прогнозы показали, что толщина ладожского льда предстоящей зимой будет меньше. Рисковать ни людьми, ни техникой не стали.
Возобновить движение получилось в мае 1944-го. А уже через десять лет начался период расцвета этого вида транспорта. К 1956-му в городе насчитывалось 14 маршрутов. А с 1965 года электрические машины начали ходить на окраины.
Сегодня в Петербурге работает 46 троллейбусных маршрутов. За один день «рогатые автобусы» проезжают 81 000 километров – расстояние, равное примерно двум экваторам.