19 октября 1835 года Николай Гоголь написал письмо Александру Пушкину, в котором просил поделиться каким-нибудь сюжетом для комедии. Впоследствии из-под пера литератора вышла пьеса «Ревизор».
О причастности Александра Сергеевича к созданию широко известной сегодня драмы мы знаем еще из школьных учебников. Однако что именно ответил адресат на послание своего друга, остается предметом для споров и догадок.
По воспоминаниям современников, анекдотичный случай, послуживший основой произведения, Николай Васильевич пересказывал в доме писателя Сергея Аксакова. Так, якобы первый редактор «Отечественных записок» Павел Свиньин в Бессарабии выдавал себя за важного петербургского чиновника. А прозаик Владимир Соллогуб в мемуарах излагал, что такой курьез однажды произошел с самим Пушкиным в Новгородской губернии.
В то же время великий поэт о своем «подарке» нигде не упоминал. Одним из доказательств в пользу общеизвестного факта служит цитата из посмертно опубликованной «Авторской исповеди» Гоголя: «И, в заключенье всего, <Пушкин> отдал мне свой собственный сюжет… Это был сюжет „Мертвых душ“. (Мысль „Ревизора“ принадлежит также ему)».
Первым на приведенный фрагмент обратил внимание литературный критик Павел Анненский. С каждой очередной его книгой история создания комедии обрастала все новыми подробностями, источник которых, правда, неясен. «Пушкин не совсем охотно уступил ему свое достояние, – писал Павел Васильевич. – Однако ж в кругу домашних Пушкин говорил, смеясь: „С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя“».
Как бы то ни было, уже в начале декабря 1835-го Николай Гоголь сообщил публицисту и издателю Михаилу Погодину, что у него есть готовая пьеса для постановки, а в январе следующего года прочел «Ревизора» на вечере у Жуковского.
На этом, казалось бы, рассказ о рождении произведения должен закончиться. Но в начале XX века среди бумаг был обнаружен автограф Пушкина с черновыми набросками, напоминающими содержание гоголевской комедии, причем главным героем писатель называл сначала Свиньина, а потом переправил его фамилию на Крипина. Поэтому вполне возможно, что Александр Сергеевич и впрямь хотел заняться этой идеей самостоятельно.
«Ревизор» до сих пор остается одним из наиболее востребованных материалов среди режиссеров. Например, сейчас в Санкт-Петербурге спектакли об авантюристе Хлестакове и погрязших в собственной глупости чиновниках идут на сцене театров имени Ленсовета, эстрады имени Райкина, «Суббота» и «Буфф» имени Исаака Штокбанта.
Насладиться игрой актеров сегодня можно и не выходя из дома. Мы предлагаем посмотреть архивную постановку Валентина Плучека, премьера которой состоялась в Московском театре сатиры в 1982 году. Валентину Николаевичу удалось собрать поистине звездный состав: на подмостках блистают Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Державин и многие другие.