Сегодня отмечает свой день рождения, пожалуй, самый ленинградский театр. Открытый в тяжелые дни блокады он укреплял силу духа и помогал выжить. Замученный голодом, холодом и бомбежками город даже в этот трудный период оставался культурной столицей.
Все началось с группы работников Ленинградского радио, которые решили создать аудиоспектакль по пьесе Константина Симонова «Русские люди». Отрывки нового произведения советского писателя как раз начали печатать в газете «Правда».
К тому моменту все театры города, кроме Музкомедии, эвакуировали в глубь страны. Но в радиокомитет регулярно поступали заявки на чтение классических и советских произведений. Оставшихся деятелей искусства оказалось настолько мало, что каждому приходилось исполнять по несколько ролей. Так произошло и с новой постановкой. Превозмогая невероятную усталость, актеры учили тексты по вырезкам из печатного издания, а когда все было готово, пригласили, как требовали правила того времени, авторитетную комиссию. Пришедшие цензоры не только одобрили пьесу, но и решили создать в Ленинграде новую площадку из тех артистов, что не покинули город.
В мае 1942-го труппе выделили помещение Театра комедии, которое находилось в запущенном состоянии. Но уже через полгода культурный отдых жителям и воинам Ленинградского фронта был обеспечен: двери храма Мельпомены открылись 18 октября.
Как описывали в воспоминаниях современники, поставленный И.Гориным и И.Зонне спектакль «Русские люди» смотрели в ватниках, шинелях и с автоматами – только с фронта или сразу на фронт.
Спектакль прочно вошел в репертуар театра. За год его показали шестьдесят раз, а зрителями стали 56 000 человек. Работа не останавливалась ни на день. Меньше чем через месяц после открытия, 5 ноября 1942 года, выпустили вторую премьеру «Фронт». Потом были «Нашествие», «Жди меня», «Женитьба Белугина», «Утка и стакан воды» и другие.
Представления в Блокадном театре, как прозвали его горожане, начинались в пять часов вечера, чтобы все успели вернуться домой до комендантского часа. По утрам шли показы для фронтовиков и работников заводов, иногда выезжали с постановками в госпитали и даже на передовую. Между репетициями и выступлениями драматические актеры сами занимались уборкой и подготовкой декораций, реквизита и костюмов.
Действа на сцене часто прерывались из-за артобстрелов. Были вечера, когда артисты вместе со зрителями по шесть раз спускались в бомбоубежища и возвращались в зал.
– Однажды во время первого акта начался обстрел района, – вспоминал актер театра Александр Янкевский. – Поблизости ухнул снаряд, и погас свет. Сцена и зрительный зал погрузились во тьму…И вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним второй, третий… Они возникали, как звезды на небе. Этот свет дал возможность доиграть акт до конца.
Осенью 1943-го работать в помещении на Невском проспекте стало невозможно из-за постоянных бомбежек. Тогда театр перевели на площадь Малого оперного, а еще спустя год он разместился на Итальянской улице, где еще до революции выступала драматическая труппа Веры Комиссаржевской. Здесь учреждение работает и по сей день. Театр назвали Ленинградским драматическим и через пятнадцать лет ему присвоили имя основательницы площадки.
Без сомнения, каждый отыгранный спектакль в осажденном городе – это подвиг, который под силу только русским. Представления под вражеской артиллерией, взрывами, без освещения, с неоднократными вынужденными антрактами в подвалах – случалось разное. Но каждая история была рассказана до конца.