Картина Леонардо да Винчи, изображающая итальянскую дворянку с загадочной улыбкой, считается одной из самых известных в мире. В 1962 году она даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса по самой высокой страховой оценке, которая составила 100 миллионов долларов. Однако популярностью главный мировой шедевр во многом обязан истории с его загадочным похищением.
21 августа 1911 года полотно начала XVI века было украдено из Лувра. Пропажу обнаружили лишь на следующий день: притом не смотрители музея, а художник Луи Беру, собравшийся поработать над копией «Моны Лизы». Зайдя в Квадратный зал, мужчина нашел в окружении картин Тициана, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта и Веласкеса лишь четыре сиротливых гвоздя. Охранники ничуть не обеспокоились отсутствием портрета, лениво предположили, что он находится у фотографа, а сами отправились на обед. Поиски начались только спустя несколько часов, когда новость донеслась до руководства. Поднялась паника, границы Франции перекрыли во избежание попыток вывоза объекта искусства за рубеж, на неделю двери заперли для свободного посещения, администрацию уволили, директор Лувра Теофиль Омоль вскоре подал в отставку. Никто не верил, что «Джоконда» могла бесследно исчезнуть на глазах сотен сотрудников. Полиция выискала разве что пустую раму на служебной лестнице и отпечаток пальца предполагаемого преступника. Следствие поручили вести одному из основоположников современной криминалистики Альфонсу Бертильону.
Инцидент стал мировой сенсацией и в миг облетел все СМИ. Вытеснить известие с первых полос смогло лишь крушение «Титаника». Беспомощность персонала и блюстителей порядка вызывала у газетчиков откровенные насмешки, особенно ввиду заявлений Омоля о том, что украсть «Мону Лизу» так же нереально, как похитить колокола собора Парижской богоматери, незадолго до происшествия. Журналисты не пренебрегли возможностью поиздеваться: «Теперь на очереди Эйфелева башня!».
Высказывали предположения, что кража была совершена германским кайзером Вильгельмом II, чтобы унизить Францию и продемонстрировать ее слабость. Арестовали поэта Гийома Апполинера, который в одном интервью обронил: «Я с удовольствием сжег бы Лувр». Также под подозрение попал его друг и сподвижник Пабло Пикассо. Не на руку им сыграло приятельство с неким Жери Пьером, который некогда похитил из Лувра несколько античных статуэток.
За информацию о пропаже объявили вознаграждение – но все тщетно.
Два года активных поисков спустя, когда «Джоконду» знали в лицо, пожалуй, даже дикие Перувийские племена, дело сдвинулось с мертвой точки.
В 1913 году владельцу арт-галереи во Флоренции Альфредо Джери пришло письмо от некоего Винченцо Перуджи с предложением купить работу да Винчи. Заручившись поддержкой директора музея Уффици Джованни Поджи, Джери согласился на встречу в отеле «Триполи». Удивлению мужчин не было предела, когда оба поняли, что перед ними – подлинник. Они тут же вызвали полицию, и продавца задержали в гостиничном номере.
Похитителем оказался бывший работник музея, 30-летний уроженец Италии. Стекольщик знал каждый сантиметр Лувра. По его признаниям, ему ничего не стоило проникнуть в подсобное помещение воскресным вечером, провести там ночь, и в понедельник, когда залы закрыты для посещения, не вызывая подозрений снять «Мону Лизу» с крючьев, проскользнуть на боковую лестницу, освободить полотно от рамы, спрятать под куртку и покинуть здание. Свой выбор мужчина объяснил тем, что картина показалась ему самой маленькой и легкой среди других, висевших в зале.
Согласно некоторым источникам, в его словах были нестыковки. Произведение размерами 53×76 см вместе с рамой весило 91 кг, так что снять его со стены вряд ли было под силу одному человеку. А поскольку «Джоконда» была написана на деревянной доске, свернуть ее трубочкой не представлялось возможным. При этом стоит учесть и тот факт, что рост Перуджи составлял всего 160 сантиметров, так что на практике незаметно вынести массивное полотно – весьма сомнительная затея.
Что же побудило вора на столь отчаянный шаг?
По одной из версий, мужчину очаровала улыбка жены флорентийского торговца. Внешнее сходство с подругой детства спровоцировало Винченцо на похищение объекта искусства. Два года он хранил картину в ящике под кроватью и в полном одиночестве любовался ей, предварительно заперевшись на ключ. В конце концов ему стало казаться, что дама с портрета имеет над ним власть, подчиняет себе и отдает приказы. Только помутившись рассудком, стекольщик решил с ней расстаться.
Согласно другой трактовке, сотрудник музея был преисполнен патриотических помыслов и выжидал, когда же сможет вернуть на родину шедевр, «украденный Наполеоном сто лет назад». Вряд ли Перуджи предполагал, что да Винчи сам продал работу французскому королю Франциску I за 250 лет до рождения Бонапарта. Этим объясняется, в частности то, почему похитителю дали небывало короткий срок – чуть больше года. Для итальянцев приверженность Родине считалась особой ценностью, а мужчина стал чуть ли не национальным героем. К слову, Перуджи не отсидел и назначенного, выйдя из тюрьмы уже через семь месяцев.
Сторонники теории заговора до сих пор утверждают, что оригинальное полотно безвозвратно утеряно, а под пуленепробиваемым стеклом содержится его копия.
Что же до «Моны Лизы»: картина отправилась в турне по Италии на радость восторженной публики и 4 января 1914 года вернулась на свое привычное место в Лувр, однако теперь уже не рядовым экспонатом, а достоянием французского музея. Кто знает, возможно что популярность портрета была бы не столь ошеломляющей, если бы не выходка авантюриста. Зато сейчас событие можно окрестить не иначе как одним из самых успешных кейсов вирусной рекламы.