Масштабная и таинственная катастрофа все эти годы занимает умы людей. До сих пор гадают, почему море забрало 118 жизней. Многие не верят в официальную версию, пытаясь самостоятельно разобраться в том, что же случилось тогда.
На август 2000 года наметили комплексные учения Северного флота. 10-го числа в море вышел «Курск». В назначенный район он прибыл через два дня. До 14 часов субмарина должна была выполнить торпедную стрельбу по боевым кораблям. Но наблюдатели ни следа атак, ни доклада о выполнении учебно-боевого упражнения, ни самого атомохода не обнаружили. «Курск» молчал. Только под утро 12-го крейсер «Петр Великий» доложил, что нашли пропавшую лодку лежащей на грунте на глубине 108 метров. О происшествии сообщили президенту России Владимиру Путину.
Первая попытка эвакуации членов экипажа провалилась – шторм не позволил начать спасательные работы. Чуть позже помощь предложила Норвегия. Но все оказалось зря. 21 августа власти официально подтвердили гибель команды.
23 августа объявили днем траура. Эфир одной из радиостанций с утра до вечера заполнила песня «Любэ» «Там, за туманами». Идея сама по себе неплохая, но после пары часов прослушивания становилось жутковато.
В октябре наконец подняли тела подводников. Еще через два года закончили расследование причин гибели атомохода. Официальная версия – взрыв в месте, где была учебная торпеда, проломил отверстие в корпусе лодки, в которое тут же устремилась вода. Оставшиеся в живых заперлись в девятом отсеке и еще шесть-восемь часов боролись… но увы.
Члены экипажа атомного подводного крейсера «Курск» посмертно награждены орденами Мужества, а их командиру присвоено звание Героя Российской Федерации.
Память погибших моряков увековечили в Северодвинске Архангельской области, в Москве, в поселке Видяево, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге и в Севастополе. На домах, где жили подводники, и школах, где они учились, установили мемориальные доски.
«Курск» не забывают. И не только родные и близкие моряков.
Вся страна тогда с замиранием сердца ждала чуда. И в душе каждого откликались строки:
…Ждет Севастополь, ждет Камчатка, ждет Кронштадт,
Верит и ждет земля родных своих ребят.
Там за туманами, вечными, пьяными,
Там за туманами жены их не спят…