17 июля 1846 года в селе Языково-Рождественское Новгородской губернии родился Николай Миклухо-Маклай – этнолог, антрополог, зоолог, доказавший миру несостоятельность расистских взглядов.
В 1858-м семья переехала в Санкт-Петербург, где юный Никола Миклуха (именно эту фамилию он носил изначально) начинал учиться во Второй гимназии и государственном университете, но этих заведений не окончил. Виной всему оказалось участие в студенческих волнениях. После одной такой манифестации наш герой даже провел несколько дней под арестом в Петропавловской крепости.
Продолжить свое образование будущий исследователь решил в Германии. В Гейдельбергском, а затем Лейпцигском и Йенском университетах он посвятил себя не одной сфере: в круг интересов входили медицина, философия, юриспруденция, естественные науки. Здесь же познакомился с зоологом Эрнстом Геккелем, с которым позже побывал в экспедициях в Марокко и на Канарских островах.
Через несколько лет ученый получил вторую часть фамилии. Ею чаще и подписывал свои труды. По семейному преданию, в XVII веке казацкий род Миклух породнился с шотландцем-наемником Майклом Маклаем, попавшим в плен к Грицко Миклухе, воевавшему на стороне Богдана Хмельницкого. Собрав необходимые доказательства, в 1870-м Николай Николаевич на законных основаниях стал Миклухо-Маклаем.
8 ноября этого же года на борту корвета «Витязь» антрополог отправился из Кронштадта в свою первую экспедицию в Папуа-Новую Гвинею. В пункт назначения путешественника доставили к сентябрю 1871-го, а забрать его или, в случае трагического развития событий, материалы исследований должны были примерно через 12 месяцев.
Поначалу коренное население с опаской относилось к чужеземцу: причаливший корабль они сочли морским чудищем, а самого Миклухо-Маклая – злым духом. Первым и некоторое время единственным другом пришельца стал абориген по имени Туй. Постепенно к Николаю Николаевичу привыкли и другие жители, охотно шли к нему за помощью, приглашали на свои праздники. «Человек в оболочке», «луннокожий человек» – как только не прозывали они иностранца, который в их воображении мог абсолютно все: остановить дождь, взлететь и даже поджечь море.
А в это время в России исследователя успели похоронить и даже опубликовали некролог. По мнению общества, человек, оставшийся один среди папуасов, которых считали людоедами, обречен на смерть. Каково же было удивление, когда в декабре 1872-го команда клипера «Изумруд» увидела ученого живым!
Всего в общей сложности Миклухо-Маклай провел в Папуа-Новой Гвинее 3,5 года, подробно описывая все увиденное в дневниках. До сих пор на острове из поколения в поколение передают мифы о «белом папуасе» и даже называют детей Маклаями и Николаями. «Русский след» сохранился и в местном языке: некоторые слова в нем созвучны с нашими.
Открыв миру особенности культуры и быта населения острова, исследователь развенчал теорию полигенизма, сторонники которой признавали полинезийцев переходным звеном между обезьяной и человеком разумным. «Нет людей высшей и низшей расы – все люди равны от природы», – это заключение антрополога стало настоящей сенсацией для дарвинистов.
Сегодня укреплением отношений между Россией и Папуа-Новой Гвинеей и воспитанием уважения ко всем без исключения народам мира занимается фонд Миклухо-Маклая. Им руководит полный тезка нашего сегодняшнего героя. А в день рождения великого ученого свой профессиональный праздник в нашей стране отмечают этнологи.