Благодаря его огромной любви к отечественной истории и культуре сегодня нам доступны такие произведения, как «Слово о полку Игореве» и «Русская правда».
Будущий исследователь появился на свет в Москве, в знатной дворянской семье. По меркам своего времени юноша получил прекрасное образование: до 13 лет он постигал науки дома, а затем – в Петербургской артиллерийской школе. Пройдя военную службу, стал адъютантом Григория Орлова – фаворита Екатерины II. Однако в 1772 году генерал-аншефа отправили в отставку, вместе с ним уйти пришлось и нашему герою.
Освободившись от должности, Алексей Иванович уехал в Европу. Путешествие продолжалось несколько лет, в это время Мусин-Пушкин начал вести «Повседневные записки», куда в основном входили рассуждения о местных «художествах», а также исторические и политические сведения.
Вернувшись на Родину в 1775-м, получил звание церемониймейстера при дворе, затем дослужился до действительного статского советника, а в 1789-м стал управляющим Гимназией чужестранных единоверцев. Это учреждение было открыто для греческих мальчиков, которых готовили к офицерской службе для разрешения восточного вопроса – конфликтов, связанных с разделом владений Османской империи между Россией, Пруссией, Великобританией, Францией, Австрией и Италией. В 1793 году Мусин-Пушкин назначен тайным советником.
Параллельно с государственной карьерой Алексей Иванович увлекался археологией, текстологией, нумизматикой, изучением памятников старины. Будучи действительным членом Российской академии, он уделял большое внимание прошлому Новгородской и Тверской земель, создал множество исторических трудов, среди которых – исследования Тмутараканского княжения и Холопьего городка. В собранную коллекцию входили монеты, древние рукописи, бумаги выдающихся соотечественников, включая Екатерину II.
Пополнению собрания поспособствовало назначение на должность обер-прокурора в Синоде в 1791 году. Сначала «синодалы» очень просили императрицу, чтобы этот пост занял именно Алексей Иванович, надеясь, что тот не будет лезть во внутрицерковные дела. Однако чиновник их ожиданий не оправдал.
Указом государыни Мусин-Пушкин получил доступ к монастырским архивам. Благодаря такому решению и сильной любви коллекционера к артефактам, мир познакомился с «Русской правдой», «Поучением Владимира Мономаха», Лаврентьевской летописью. Всего к 1793-му Алексей Иванович располагал более чем 1 700 рукописями – это было богатейшее собрание в Российской империи.
Одним из наиболее известных и спорных экземпляров стало «Слово о полку Игореве» – дискуссии о его происхождении и подлинности ведутся до сих пор. По официальной версии, это произведение было приобретено в 1795 году у бывшего архимандрита Спасского монастыря в Ярославле. Отправив копию списка императрице, обер-прокурор поспешил заняться исследованием своей находки, будто предчувствуя скорую утрату сочинения.
Мусин-Пушкин лично изготовил новый список, задумывая напечатать его. Трудности здесь возникали в том, что местами текст источника был неразборчив и уже содержал искажения, допущенные предыдущими переписчиками. Не располагая оригиналом, историк был вынужден редактировать имеющуюся рукопись.
В 1812 году, когда «Москва, спаленная пожаром, французу отдана», огонь уничтожил всю коллекцию Алексея Ивановича, за исключением живописи и фамильного серебра. Навсегда утраченным оказался и экземпляр «Слова».
За несколько лет до трагедии, после смерти Екатерины II, Мусин-Пушкин лишился практически всех своих должностей: за ним оставался только пост в Сенате. Это было связано с тем, что пришедший к власти Павел I не спешил доверять окружению своей матери. В 1799 году наш герой вышел в отставку в чине действительного тайного советника.
Потеря собрания древностей и гибель сына приблизили кончину Алексея Ивановича. Историк ушел из жизни 13 февраля 1817 года.