Больше 40 лет статная красавица была солисткой Большого театра. С гастролями она объездила почти весь мир. Одетта и Одиллия из «Лебединого озера», Китри из «Дон Кихота», Кармен из «Кармен-сюиты» – эти и многие другие роли звезды вошли в историю мирового искусства.
Будущая прима-балерина родилась в семье дипломата Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер. Сестра и брат матери Суламифь и Асаф Мессереры были артистами балета. Уже в пять лет маленькую Майю впервые привели в театр.
В 1932 году папу девочки отправили на норвежский остров Шпицберген. Его назначили генеральным консулом СССР и начальником угольных шахт предприятия «Арктикуголь». Семья поселилась в Баренцбурге, и здесь Плисецкая впервые участвовала в постановке, исполнив небольшую роль в опере Александра Даргомыжского «Русалка».
Размеренное течение жизни Плисецких изменил 1937 год. В мае арестовали отца, через семь месяцев мужчину расстреляли. В марте 1938-го мать забрали прямо со спектакля «Спящая красавица» в Большом театре, где играла ее младшая сестра. После ареста родственников Суламифь Мессерер удочерила племянницу.
Именно тетя познакомила Майю с балетом, отведя на сказку «Красная шапочка», в которой исполняла одну из ролей. После представления, девочка не могла думать больше ни о чем, кроме сцены, белоснежной пачки и изящных па. В неполные восемь лет она стала ученицей хореографического училища. В разные годы ее наставницами были солистки Большого театра Евгения Долинская и бывшая солистка Мариинки Елизавета Гердт.
В конце 1939 года Плисецкая смогла проведать маму, высланную в казахстанский Чимкент. Чтобы заработать на жизнь, Рахиль Мессерер давала уроки танцев местным жителям. На одном из музыкальных вечеров, которые часто устраивали в городе, ее 14-летняя дочь впервые исполнила партию умирающего лебедя. Впоследствии к этой роли девушка вернулась уже в годы войны, находясь с семьей в эвакуации в Свердловске.
Большой успех пришел к артистке после премьеры балета «Шопениана». С данного момента ей стали давать сольные партии. Особенно зрителю полюбилась Китри из «Дон Кихота». Выступление поразило 13-летнего Рудольфа Нуриева, который позднее вспоминал, что разрыдался от счастья, когда увидел звезду в этом образе.
Майя Михайловна активно гастролировала, но в 1950-х внезапно получила запрет на вьезд в Швейцарию, Францию, Голландию, Китай. Балерина писала чиновникам, звонила в Министерство иностранных дел, но так и не дождалась ответа. Позже стало известно, что в 1958 году КГБ подозревал ее в контрреволюционной деятельности и работе на разведку Великобритании. Из страны приму не выпускали до 1959-го. Однако вынужденный отпуск раскрыл в ней новый талант постановщика. Звезда поставила в Москве «Лебединое озеро», имевшее оглушительный успех. На премьеру приехал председатель КГБ Иван Серов, а на следующем выступлении в зрительном зале появился Никита Хрущев, оставшийся в восторге. Вскоре Плисецкую выпустили за границу.
В 1983 году директор Римского театра оперы и балета пригласил ее занять пост художественного руководителя. Там балерина с собственной театральной труппой поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За спектакли в Римской опере была награждена премией в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов она сотрудничала с Королевским театром Мадрида, руководила труппой Национального балета Испании.
Майя Плисецкая – обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, легкого шага, а также огромного количества наград и званий. С самого начала своей сценической жизни она проявила редкий талант трагедийной актрисы. Никогда не боялась сценических экспериментов, даже если ее идеи шли в разрез с политикой руководства. Великая прима призывала молодых артистов отстаивать свою точку зрения до конца, повторяя, что характер – это и есть судьба.
Скончалась звезда 2 мая 2015 года, не дожив несколько месяцев до своего 90-летия.