Сегодня исполняется 310 лет со дня рождения великого ученого, реформатора русского языка, поэта, историка, изобретателя.
Родился будущий гений в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственном судне.
Грамоту мальчик начал изучать только в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный – отец известного скульптора Федота Шубина. Потом с ним занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась юноше легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.
Михаил понимал, что «для приобретения большого знания и учености» ему необходимо знать латинский язык, которому обучали в Москве, Киеве или Петербурге. В один из этих городов и хотел отправиться герой. Однако отец и мачеха не разделяли стремлений отпрыска, считая, что образование не приносит богатства или славы. Они хотели поскорее женить его. Жажда новых знаний вынудила 19-летнего Ломоносова сбежать из дома в 1730 году. Присоединившись к рыбному обозу, он добрался до Москвы, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию и стал постигать гуманитарные науки.
Чтобы изучить естественные науки, позднее отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, вернулся в Москву. Отсюда его направили в университет при Академии наук в Петербурге.
В 1736 году в числе лучших студентов Михаил отправился в Германию – изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Занимался также иностранными языками, танцами, рисованием, фехтованием, писал стихи.
К 34 годам ученый получил звание профессора химии Санкт-Петербургской Академии наук, печатал научные трактаты на латинском языке, читал публичные лекции по физике.
Параллельно Ломоносов писал стихи о государственных событиях, издал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы, а чуть позднее завершил работу над главным своим трудом по филологии – «Российской грамматикой». В ней автор впервые отделил русский язык от церковнославянского, изложил его законы и формы, классифицировал диалекты.
Научную деятельность Михаил Васильевич совмещал с общественной. Им был разработан план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так зародилась система высшего образования в нашей стране. В ее основе лежали доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.
К началу 1760-х годов ученый возглавлял Историческое собрание, Географический департамент, гимназию и университет при Академии наук. Одновременно занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел, создал классификацию землетрясений, которая до сих пор является ведущей в науке.
В 1764 году Ломоносов презентовал «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию». На основе этого труда был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности.
Умер ученый 15 апреля 1765 года. Похоронили его на Лазаревском кладбище Александро Невской лавры в Петербурге.
Вклад Михаила Ломоносова в науку невозможно переоценить. Открытия, сделанные им в различных областях, на десятки лет опередили работы западноевропейских ученых. Именем гения названы культурные и образовательные учреждения, улицы и целые населенные пункты, горные хребты, подводные течения и даже космический спутник.