Потомок старинного боярского рода, выпускник сухопутного шляхетного кадетского корпуса, директор Московского университета, крупный масон, обладатель высших государственных наград. Михаилу Матвеевичу обычно отводится совсем немного страниц в учебниках, а зря – великий человек великой эпохи, он посвятил всю жизнь служению Отечеству, дойдя до самой верхней ступени имперской иерархии, и оставил после себя богатое культурное наследие.
Благодаря этому деятелю эпохи Просвещения увидели свет литературные журналы, такие как «Полезное увеселение» и «Свободные часы». Важно понимать, что тогда периодики в стране почти не существовало, и это были одни из первых изданий. Как автор Херасков отметился в истории созданием эпических поэм: «Россиада», «Чесмесский бой» и «Владимир Возрожденный».
Безусловно, его главной творческой удачей стал гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», изначально созданный как ритуальная масонская песнь и впоследствии ставший уже в XIX веке неофициальным национальным гимном. Именно на эти слова написал музыку композитор Бортнянский, столь любимый императором Александром I. Произведение исполнялось на вечерних службах, а также во время молитвы в войсках, на крестных ходах. Позднее оно не редко звучало на военных церемониях. Например, во время спуска флага, на посвящениях юнкеров в офицеры и на погребениях старших офицеров. Песнь быстро обрела известность среди всех сословий тогдашнего общества.
Вплоть до 1917 года мелодию Бортнянского вызванивали колокола курантов на Спасской башне Московского Кремля и куранты Петропавловской церкви. После революции «Коль славен наш Господь в Сионе» стал гимном Белого движения и одним из духовных символов русской эмиграции XX века. Произведение вернулось на Родину уже в новом тысячелетии, когда в 2003 году было исполнено в честь празднования 300-летия Санкт-Петербурга.