Известного ученого обвиняли во вредительской деятельности, диверсионной работе и шпионаже в пользу Франции.
Будущий доктор технических наук появился на свет 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской области. Как вспоминал Туполев, «семья была, бесспорно, передовая, а жизнь скромная».
Начальное образование юноша получил дома, позднее пошел в Тверскую гимназию. В 1908-м поступил в Императорское Московское техническое училище, где присоединился к кружку воздухоплавания Николая Жуковского, а через год совершил первый полет на планере, в создании которого принимал участие.
Однако молодому инженеру пришлось прервать обучение, так как он был впервые арестован за поддержку студенческих волнений и распространение нелегальной литературы. Принудительно Туполева отправили домой под надзор милиции. Завершить учебу получилось только накануне Первой мировой войны.
В последующие годы вместе с Жуковским Андрей Николаевич возглавлял Центральный аэрогидродинамический институт. Свой первый легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1 ученый создал в 1923 году. Под его руководством проектировались бомбардировщики, истребители, пассажирскую, транспортную, морскую технику, аэросани, торпедные катера, мотоустановки, оперение первых советских дирижаблей.
В начале 1930-х инженер часто бывал в Германии, США и Франции. В ходе командировок им были приобретены лицензии на выпуск нескольких самолетов, одни из которых оказались слишком сложными в производстве, а другие не соответствовали советским нормам прочности. Из-за этих поездок он попал в поле зрения правоохранительных органов.
По воспоминаниям конструктора, после задержания его долго допрашивали на Лубянке, не разрешали садиться и отдыхать, заставляли рассказать о продаже за рубеж чертежей отечественной техники, угрожали семье. Под давлением он «сознался», что с 1924 года являлся французским шпионом. После ученого отправили в Бутырскую тюрьму.
В заключении доктор наук занимался разработкой нового самолета АНТ-58. Спустя время его перевезли в подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу размещалось «Особое техническое бюро при НКВД СССР». Здесь уже работали другие заключенные авиационщики: известные конструкторы Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Роберт Бартини, Иосиф Неман, Александр Надашкевич, Курт Минкнер, многие сотрудники Туполева по ЦАГИ. Был там и Сергей Королев. Коллеги активно участвовали в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2.
Заочный суд над Андреем Николаевичем прошел в мае 1940 года. Его приговорили к 15 годам лагерей. Однако от незавидной судьбы спасла война.
После Второй мировой конструкторское бюро Туполева разработало и выпустило огромное количество передовой техники, например реактивный Ту-16, способный развивать скорость более 1000 км/ч. За ним последовал первый советский реактивный гражданский самолет Ту-104.
В 1957 году общественности представили межконтинентальный пассажирский Ту-114. А 31 декабря 1968 года состоялся полет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.