«Коммерческая деятельность должна быть узаконена»

Борьба с несанкционированной торговлей и рекламой в нашем поселении не прекращается ни на один день. Медленно, но верно ситуация возвращается в рамки правового поля. О том, с какими трудностями в противостоянии с нелегальными предпринимателями сталкивается отдел контроля и развития потребительского рынка при администрации, мы поговорили с его руководителем Гором Егиазаряном.

 

– Гор Вартанович, вы возглавили отдел в сентябре 2020 года. Каких результатов удалось достичь за прошедший период?

– За девять месяцев мы демонтировали 22 незаконных НТО, провели 24 рейда с сотрудниками МВД, Роспотребнадзора и правительственных комитетов. Также с улиц поселения исчезли 44 рекламных штендера.

За это время наладили контакт с административной комиссией Всеволожского района, которая положительно рассмотрела 108 протоколов. Кажется, что цифра невелика, но в 2019–2020 годах одобренных документов было всего пять. То есть наша эффективность выросла почти в 22 раза.

 

– Это хорошие показатели. Но нелегальные НТО растут как грибы после дождя. Очень часто люди спрашивают, почему нельзя просто убрать все ларьки, овощные развалы и палатки.

– В основном такие объекты находятся на частных землях. Несмотря на то, что они нарушают вид разрешенного использования, то есть участки, на которых стоят объекты, не предназначены под торговлю, у нас все равно нет права на демонтаж. Это полномочия Росреестра. Штраф в таком случае выписывают по статье 8.8 КоАПа (Использование земельных участков не по целевому назначению – Прим. ред.). Но этот процесс может занимать порядка трех месяцев. И то не факт, что к нарушителям будут применены какие-то санкции.

– Почему на это уходит так много времени?

– По каждому поступившему обращению нужно съездить на место, разобраться в ситуации, составить требование об устранении, дозвониться до собственника, сделать выписку – все это небыстрые процессы.

А тем временем коммерсанты заключают договоры аренды с владельцами территорий, ставят там свои палатки. Если вызывать полицию по факту незаконной торговли, правоохранители приезжают, смотрят: договор аренды есть, все с синими печатями, никаких претензий нет – разворачиваются и уезжают. А все, что мы можем, – выписать протокол по статье 3.3 (Основные и дополнительные административные наказания – Прим. ред.), но это больше для острастки.

 

– Кроме того, что торговцы ведут свою деятельность там, где не положено, какие еще у вас к ним претензии?

– Во-первых, по правилам благоустройства предприниматели должны согласовывать с муниципалитетом внешний облик своих НТО – они этого не делают. Плюс есть серьезные нарушения санитарных норм: нет туалета, дезинфицирующих средств. К тому же продают резаные арбузы, что запрещено. Да и ножи не обрабатывают должным образом. Но это зона внимания Роспотребнадзора, с ним мы совместные рейды проводим и уже посетили все палатки. Специалисты ведомства выписывают протоколы, вызывают в суд, а тот уже решает, какой штраф назначить. На данный момент к ответственности уже удалось привлечь собственников 10 точек.

 

– А как же при отсутствии у вашего отдела полномочий вам удалось демонтировать 22 НТО?

– Они стояли на муниципальной земле и частных территориях, не принадлежащих коммерсантам. Это был чистой воды самозахват. Поэтому находили хозяев, договаривались о ликвидации торговых объектов, заключали договор и демонтировали. Звучит очень просто, но на деле поиск владельца и переговоры с ним, а далее сам снос – совсем не легкий, долгосрочный процесс.

 

– Но такая деятельность наверняка приводит к конфликтам. Как вы с этим справляетесь?

– Ситуации происходят разные. Нам периодически угрожают, я как-то даже заявление о нападении в полицию писал. Всякое бывало. Но мы уверены в своей правоте. Коммерческая деятельность должна быть узаконена. Это принципиальная позиция и главы Всеволожского района Вячеслава Кондратьева и наша. И мы прекрасно понимаем, что кроме нас никто этого делать не будет.

 

– А вы когда-нибудь обращались к опыту других поселений или Санкт Петербурга в этом вопросе?

– Конечно, смотрим, что у соседей, но чаще к нам приходят за практикой, поскольку такого количества протоколов нигде нет. Демонтажом торговых объектов никто кроме нас не занимается. Это специфика именно Кудрово: он сшит из частных участков вперемешку с муниципальной землей и неразграничкой.

– Вы выступили с предложением внести изменения в региональный закон № 47-оз, увеличить размер существующих штрафов за незаконную торговлю. На каком этапе сейчас находится эта инициатива?

– Самое главное, чтобы в документ внесли статью, касающуюся нарушений правил благоустройства, несогласования внешнего облика нестационарных торговых объектов. Нужно прописать обеспечительные меры согласно КоАПу: даже если коммерсант поставит свою палатку на частной земле, он должен в течение недели предоставить нам проект согласования внешнего облика. Если в течение этого срока бизнесмен не подготовит документы – демонтаж. Основная задача – чтобы появилась возможность ликвидировать такие точки и на частной территории тоже.

Во Всеволожской администрации сказали, что поддержат это предложение. Но его должны вносить депутаты ЗакСа Ленинградской области. А сейчас выборы, важно, чтобы в региональный парламент вошли люди, не связанные с этим беспределом, который творится в Кудрово. В таком случае в течение года дело сдвинется с мертвой точки.

 

– Недавно в Кудрово кто-то поставил на газоне надувной батут, все мы помним историю с передвижным цирком, который установили, не имея на это никаких оснований. И такие ситуации в городе происходят регулярно. Что нужно сделать коммерсантам, чтобы узаконить свою деятельность?

– Согласовать с муниципалитетом внешний облик, с ресурсоснабжающими организациями – расположение, чтобы не встать на сетях и не принести вреда коммуникациям.

В случае с частной территорией – ко всему прочему предоставить документы, подтверждающие, что есть договор аренды на этот земельный участок или что его планируют заключить. Что касается тех же батута и цирка, здесь еще нужно разрешение Технадзора, Роспотребнадзора, поскольку есть риск несчастного случая.

 

– То есть эта процедура на самом деле не так страшна, как кажется?

– Да, наше государство старается упростить взаимодействие с бизнесом. Но горе-предприниматели и этих минимальных требований не выполняют.

 

– Не так давно ваш отдел сменил свое название: вместо административно-управленческого стал отделом контроля и развития потребительского рынка. Изменилась ли вместе с этим специфика работы?

– В целом нет. Но, скажем так, обязанностей мы сами на себя больше взяли. Проводим рейды с полицией и Роспотребнадзором – раньше такого не было. Конечно, они откликаются не особо активно, но если постоянно обращаться к ним, то получается достичь результата. Например, нам впервые удалось привлечь правоохранителей к демонтажу нестационарных объектов (Речь идет о двух павильонах, которые ликвидировали в Кудрово на Пражской, 7, в ноябре прошлого года – Прим. ред.). Также выходим с инспекциями по инициативе региональных комитетов.

В нашу компетенцию входит устранение всего, что может уродовать внешний облик поселения: ларьки, скопления мусора, борщевик, граффити, рекламные листовки. Призываем к ответственности и нерадивых автолюбителей, которые паркуются на газонах, и тех, кто нарушает закон о тишине.

 

– Могут ли к вам обратиться с жалобами местные жители?

– Конечно. За прошедшие девять месяцев мы ответили на 1 362 письма. Запросы от граждан мы принимаем через интернет-приемную на официальном сайте администрации: www.zanevkaorg.ru. Форму можно найти во вкладке «Контакты».

Желательно не только указывать, где и когда было замечено нарушение, но и прикладывать фото- или видеодоказательства. Поскольку в нашей сфере не обойтись без бумажной работы, эти данные также необходимы для составления отчетности.

Обратная связь для нас очень важна. Только совместными усилиями можно добиться чего-то реального. Мы стремимся к тому, чтобы жить в поселении было приятно, и делаем все от нас зависящее.

 

Справка

Гор Егиазарян родился в 1979 году в городе Ереване Республики Армения. В 2001 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий. На протяжении семи лет работал на предприятиях, специализирующихся на импорте сырья в кондитерской и хлебобулочной промышленности, а затем открыл собственный бизнес в этой же сфере совместно с чешской компанией.

С 2012 по 2017 годы Гор Вартанович трудился в Нижнем Новгороде начальником управления контроля качества в организации, занимающейся снабжением продуктами питания школ и детских садов. В 2018-м вернулся в Санкт-Петербург, а в мае 2020-го стал сотрудником администрации Заневского поселения. В сентябре того же года назначен руководителем административно-управленческого отдела (сейчас – отдела контроля и развития потребительского рынка).

Женат, воспитывает двоих детей.

Предыдущая статья

Когда нельзя пройти мимо

Следующая статья

Газ придет в Мяглово