«Не я выбрала конный спорт, а он меня»

Есть в нашем поселении такие места, которые хочется посещать всей семьей снова и снова. «Заневский вестник» побывал в одном из них – конно-спортивном клубе «Исток» под руководством тренера российской сборной Ольги Ворожцовой. Мы любовались природой, общались с лошадьми и много о чем говорили. О победах, любви к малой родине, финансовых трудностях и вере в себя.

 

– Ольга Анатольевна, как оказалось, что вы связали свою судьбу с Янино‑1?

– Так или иначе, вся моя жизнь прошла здесь, я одно время путешествовала между Янино и Заневкой, в итоге выбрала первое. В 2005 году мы получили землю от совхоза «Выборгский» и оставили ее себе, не стали продавать. Поэтому не возникло вопросов, где будет конюшня. Я люблю эту местность, здесь невероятная природа и энергетика. К нам в гости и на соревнования приезжали тренеры из других стран. Так вот, африканцы по нашей природе просто с ума сходят!

 

 – Как вообще появилась идея создать конный клуб?

– Волею случая. Как-то я гуляла и заметила соседских ребятишек верхом на лошадях. Я с детства восхищалась этими животными, поэтому подошла и попросила разрешения прокатиться. Уже через две недели я приняла участие в своих первых соревнованиях в Ропше. Почувствовав вкус адреналина и такую мощную энергию, я поняла, что расставаться с этим больше не хочу. Мы с друзьями купили по лошадке и создали любительский клуб. Местные дети стали прибегать к нам гурьбой, мы начали с ними заниматься и постоянно что-то придумывали. Пока мы так играли, подросли собственные малыши, которые увлеклись этим серьезно. В нашей команде появился тренер, который научил нас и дисциплине и работе, в том числе и меня. Мы проработали с ним почти 10 лет. Наши ребята добились высоких результатов, нам все удалось. Так что можно сказать, не я выбрала конный спорт, а он меня!

 – Чем вы особенно гордитесь в своем клубе?

– Наверное, тремя вещами: собственной строгостью, терпением и своими детьми.

– Реализовать такой проект в одиночку просто немыслимо. В ком вы видите поддержку? Кто рядом с вами?

– Прежде всего мои дети. Наш клуб развивался и рос вместе с ними, будто тянулся за их спортивными успехами. Им надо, они тут останутся – значит, что все мои старания были не зря. Вы поймите, найти денег, купить клуб и создать коммерческий проект не так уж и сложно, труднее вырастить новое поколение спортсменов, любящих то, чем они занимаются.

– С какого возраста детей можно отдавать в конный спорт?

– Меня за этот ответ могут закидать камнями, но я уверена, что с девяти лет. Сейчас принято брать очень маленьких детей, но я не рекомендую. Конечно, нагрузки и профессионализм тренера играют большую роль, но именно в этом возрасте полностью формируется скелет ребенка, появляется ответственность и за свою жизнь и за свою лошадь. Несколько лет назад на базе клуба существовала бесплатная детская секция, увы, финансово мы ее не вытянули. Сейчас занятия проходят только на коммерческой основе. С нами остались те ученики, которые начинали бесплатно, сейчас у многих уже свои лошади. Мы идем навстречу нашим маленьким конникам в плане выбора тренера. Например, девочкам бывает комфортнее заниматься с женщиной, а мальчикам чаще нужен тренер мужчина, потому что он более строгий и требовательный.

– Планируете ли дальше проводить занятия с детьми?

– Иногда к нам приходят родители и рассказывают, что их дочка или сын с детства рисуют лошадок, собирают их фигурки, чуть ли не кататься стали раньше, чем ходить. С любовью к этим животным правда рождаются. Мы планируем детскую школу, но далеко не у всех родителей есть подобные возможности, особенно это ощущается на международных соревнованиях. Там большую важность приобретают детали. Так, например, отличается учебное и профессиональное седло. Второе в сборке выходит около 150 тысяч рублей, но оно защищает спину животных от серьезных повреждений. Согласитесь, для многих это внушительная сумма.

– Есть ли какая-то поддержка для начинающих спортсменов?

– Конечно. Например, я могу сказать, наша Федерация конного спорта России в прошлом году за всех спортсменов юношеской сборной заплатила стартовые взносы за участие в Чемпионате мира – 700 евро, а это почти 60 тысяч рублей с человека. Это драгоценная поддержка! Надо заниматься спортом, не нужно бояться.

– Вот приходит к вам ученик в первый раз. С чего для него начинается обучение?

– Со знакомства с тренером и своей лошадью, которая является учебной. Она имеет спокойный нрав и никогда не обидит. По мере усовершенствования навыков верховой езды увеличивается и нагрузка. Ученик переходит на более сложный уровень, где ему будет интересно. С тихой лошадкой спортсмену становится скучно. Нашим посетителям и гостям клуба мы идем навстречу, учитываем их пожелания. Если есть опыт, то подбираем соответствующее животное, но если им хочется скакать галопом, а раньше никогда этого не делали, отговариваем от этой затеи. По собственному опыту знаю, что такие ситуации могут закончиться плачевно.

– Расскажите о ваших любимчиках среди скакунов.

– Это не только мой, он любим всеми. Это жеребец орловской породы по кличке Бубенчик. Про таких вороных говорят: «И под воду и под воеводу». Он и учеников катал, никого не ронял, он и с ребенком выступал на выездных соревнованиях, даже заняли там призовое место. У Бубенчика есть большой опыт в конкуре, но поразил он всех в прошлом году, когда прошел на чемпионате России дистанцию 120 километров с высокой скоростью. А ему почти 15 лет. Это не маленький возраст для коня. Так что уже за это его любят и уважают все всадники.

– Есть ли у вас лошади-чемпионы?

– Конечно, одна из победителей – это рыжая кобыла буденновской породы по кличке Золотая Русь. В прошлом году на соревнованиях в Италии она заняла девятое место, а среди 39 стран, участвующих в забегах, это прекрасный результат. Мы тогда единственные из России привезли свою лошадку: остальные ехали на арендованных итальянских и французских скакунах. Выросла она у нас здесь свободно на природе. Мы очень надеемся, что еще будут победы.

– Как на вас отразилась пандемия коронавируса?

– Многие соревнования отменились. Мы должны были лететь зимой в Арабские Эмираты, но пока это перенеслось на неопределенное время. На полную самоизоляцию мы не уходили, потому что лошадям нужно гулять, их надо кормить, но количество посетителей сократили.

– Что думаете про допинг на соревнованиях?

– Мы отслеживаем каждый укол, сделанный животному, особенно перед забегами, и сверяем со списком допустимых препаратов. Бывает, что сочетания лекарств дают положительный результат в пробе на допинг. Даже обработать самим рану во время состязаний нельзя, обязательно идем к ветеринару и делаем это под его контролем. Список разрешенных препаратов я знаю, как «Отче наш», отслеживаю его обновления. На чемпионатах России всегда берут эту пробу. Мы никогда не попадали и не попадем в число тех, кто использует запрещенные вещества. У каждой нашей лошади есть ветеринарный сертификат.

– Как поддерживаете здоровье лошадей?

– Скажу честно, лечение – это дорого. Поэтому до него стараемся не доводить и грамотно выстраиваем образ жизни животного: правильное питание, тренировки, которые соответствуют ее возрасту и режиму. У каждой лошади есть график, расписанный буквально по минутам. Мы очень привязаны к природе, и я сознательно не асфальтирую территорию конюшни. У лошадей много свободы и свежей травы, а это гарантирует устойчивую психику и физическое здоровье.

 – Мы, русские люди, очень суеверные, верите ли вы в приметы?

– Я не знаю примет, но могу рассказать о старинном ритуале. После соревнований всегда устраивается застолье. На нем обязательно предлагается тост за участвующих в забегах скакунов. Все присутствующие ставят правую ногу на стол и только потом выпивают за здоровье своей лошади. Мне однажды удалось это увидеть на конном заводе, признаюсь, на меня это произвело впечатление.

 – Планируете ли отмечать день рождения своего клуба 31 августа?

– Раньше всегда старались праздновать, но будем ли в этом году, пока не знаю. Дело в том, что 31 августа – это день Флора и Лавра, покровителей лошадей, и это событие, так или иначе, отмечают все конники. Могу вас заверить, что свой салат из вкусных яблок и свежей капусты получит каждый наш скакун. Выходной всем животным тоже гарантируем.

– Были ли моменты за эти 15 лет, когда вам хотелось все бросить?

– Честно, было такое пару раз, но оставить это не так просто. Вы представьте, нужно продать 30 лошадей и землю. Это небыстрый процесс. В это время опять что-то менялось в моей душе. Сейчас это точно никак не оставить, это часть меня, мы все одна большая семья. Я получаю столько удовольствия от общения с лошадьми, ведь они невероятные психотерапевты. В случае депрессии их достаточно погладить, чтобы почувствовать себя лучше.

– Считаете ли вы себя счастливым человеком?

– Да, абсолютно. Я занимаюсь любимым делом и живу в гармонии с собой и окружающей природой.